kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры "Зимушка Зима" для развития связной речи по лексической теме "Зима"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»

УДК 373

ББК 74.102

Р88


Русланова Н.С.

Р 88 Дидактический материал для развития лексико-грамматических

категорий у детей 5-7 лет: Птицы. — М.: АРКТИ, 2005. — 32 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)



Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Птицы».


УДК 373

ББК 74.102

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач подготовки детей к обучению в школе является развитие грамматически правильной и связной речи, что невозможно без обогащения словарного запаса, а также развития логического мышления, внимания, памяти.

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Птицы».

Альбом состоит из трех частей: «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы». Каждая из частей содержит задания, направленные на:

  • пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

  • формирование различных способов словообразования и словоизменения;

  • построение предложений разных типов и составление рассказов по опорным картинкам, плану, схеме;

  • развитие логического мышления, внимания, памяти.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.


птицы


Рассмотри и назови картинки:

Курица, лебедь, голубь, цапля, сова — это ПТИЦЫ.

Расскажи, что общее у всех птиц?

(У птиц всё тело покрыто перьями, есть клюв, хвост, два крыла, две лапы.)

Вспомни, какую пользу приносят птицы.






  1. Рассмотри и назови картинки. Петух, индюк, гусь, утка — это ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

Вспомни, почему их называют домашними. Какую пользу приносят домашние птицы?

Назови, какие из домашних птиц водоплавающие. Чем они отличаются от других домашних птиц?





2. Назови части тела домашних птиц

(закрепление навыка употребления формы родительного падежа

с предлогом у: у петуха голова, гребешок, клюв, бородка и т.д.,

у гуся ...)








3. Расскажи, кто как голос подаёт:

ПИЩИТ

КУКАРЕКАЕТ БОЛБОЧЕТ

КТО?

КРЯКАЕТ КУДАХЧЕТ

ГОГОЧЕТ









4. Назови птенцов домашних птиц

( словообразование названий птенцов домашних птиц

в единственном и множественном числе:

у петуха и курицы цыплёнок, цыплята;

у гуся и гусыни гусёнок, гусята;

у индюка и индюшки индюшонок, индюшата;

у селезня и утки утёнок, утята):





5. Назови домашних птиц

(образование формы существительных родительного падежа множественного числа:

курицы много куриц, гуси много гусей...):

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какие?










6. Назови ласково домашних животных

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).




















7. Назови: чья голова, чьё перо, чей хвост, чьи лапы

(образование притяжательных прилагательных

у курицы: голова куриная, перо куриное, хвост куриный, лапы куриные):

8. Соедини два слова в одно

(образование сложных прилагательных: у петуха длинный хвост он длиннохвостый и т.д.):

У петуха длинные перья — он (какой?) ... . У гусыни длинная шея — она (какая?) ... .

У петуха громкий голос — он (какой?) ... . У гусыни белые перья — она (какая?) ... .

У петуха красная бородка — он (какой?) .... У гусыни короткий хвост — она (какая?) ... .

У петуха длинный хвост — он (какой?) .... У гусыни красные лапы — она (какая?) ... .

У петуха длинные перья — он (какой?) .... У гусыни длинные крылья — она (какая?) ....











9. Подумай, какой картинки не хватает (подбор слов по аналогии)















10. Сравни домашних птиц по образцу:

(образование сравнительной степени прилагательных)


Гусыня большая, а гусь ещё больше.

Курица красивая, а петух ещё ... .

У индюка хвост длинный, а у петуха ещё ... .

У гуся голос громкий, а у петуха ещё громче.

У гусёнка шея длинная, а у гуся ещё ... .

У утки хвост короткий, а у утёнка ещё... .

У курицы клюв маленький, а у цыплёнка ещё ... .

(подбор антонимов)

Индюк большой, а индюшонок маленький.

Гусь высокий, а гусёнок ... .

Гусь тёмный, а гусыня ... .

Индюк толстый, а индюшка ... .

Утёнок пушистый, а утка ... .















11. Составь предложения по картинкам:






12. Исправь ошибки: Маленькие цыплята любят плавать в пруду.

Каждое утро громко кукарекает серый гусь. Важный петух высиживает яйца. У утки красивый красный гребешок и бородка










13. Отгадай загадки, отыщи отгадки:


Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Утром распевает,

Время считает.

В воде купался,

Сухим остался,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.



















14. Придумай рассказ о курице по схеме

(Где живёт? Чем питается? Как называют родителей? Как называют птенцов?

Из каких частей состоит тело? Как голос подаёт? Какую пользу приносит?):

















1. Рассмотри и назови картинки:


Ворона, глухарь, дятел, клест — это ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Вспомни, почему их называют зимующими.

Почему они остаются зимовать?

Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, синица.)

Расскажи, как помогают люди птицам зимой?

Какую пользу приносят зимующие птицы?

















2. Расскажи, чем питаются птицы зимой










3. Расскажи, кто как голос подаёт:


ЧИРИКАЕТ

КАРКАЕТ СТРЕКОЧЕТ

ТИНЬКАЕТ КТО ? ВОРКУЕТ

УХАЕТ ТОКУЕТ









4. Назови ласково птиц, обведи силуэты

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопрос: что делает?











5. Посчитай, сколько птиц Ваня увидел около кормушки

(образование формы родительного падежа существительных;

согласование количественных числительных с существительными:

один воробей два воробья три воробья четыре воробья пять воробьев...):













6 . Закончи предложения

(закрепление навыка употребления приставочных

глаголов от глагола лететь в настоящем времени):

Голубь в окно (что делает?) ... .

Голубь из окна (что делает?) ....

Сова к дому (что делает?) ....

Сова от дома (что делает?) ....

Дятел вокруг дерева (что делает?) ....

Дятел с дерева (что делает?) ....

Сорока через беседку (что делает?) ....




























7. Подумай, о ком можно так сказать:


Серая, умная, громкоголосая —

Пёстрая, хищная, большеглазая —

Шустрая, белобокая, длиннохвостая —

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый —

Маленький, красногрудый, черноголовый —

Маленькие, шумные, коричневые —

Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая —

Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом —






















































8. Расскажи по картинкам, как появляются птенцы.

Когда птицы выводят птенцов?

Вспомни, когда появляются птенцы у снегирей, клестов?






Дополни предложения словами:

высиживают, вылупляются, выкармливают, вьют.

Весной птицы гнёзда (что делают?) ... .

Птицы в гнёздах яйца (что делают?) ... .

Из яиц птенцы (что делают?) ... .

Птицы птенцов (что делают?) ... .

















9. Сравни сову и синицу

(закрепление навыка употребления сложносочинённых предложений со значением противопоставления: Сова большая, а синица маленькая. И др.):


10. Отгадай загадки, отыщи отгадки:





Днём спит, Бела как снег, Мальчишка

Ночью летает Черна как жук, в сером пальтишке,

И прохожих пугает. Трещит как бес, По дворам шныряет,

(Сова.) Повёртка в лес. Крохи подбирает.

(Сорока.) (Воробей.)









11. Найди лишнюю птицу в каждом ряду




(по величине, месту обитания, способу добывания пищи):







1. Рассмотри и назови картинки.

Жаворонок, иволга, соловей, цапля — это ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. Вспомни, почему их называют перелётными. Почему они улетают на зиму в тёплые края? Назови и покажи водоплавающих птиц. Какую пользу приносят птицы?












2. Вспомни, где живут перелётные птицы. Найди жилища ласточки, скворца, иволги

(употребление простых предлогов в, на, под: Скворец живёт в скворечнике. Ласточка живёт в гнезде под крышей дома.):














3. Расскажи, чем питаются птицы

(образование формы творительного падежа существительных: перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми, червяками, ягодами; журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой):












4. Расскажи, кто как голос подаёт:

ТРУБИТ


КРЯКАЕТ КТО? КУРЛЫЧЕТ


КУКУЕТ






5. Измени слова по образцу:

(образование множественного числа глаголов настоящего времени)


летит — летят свистит — ... вьёт — ...

перелетает — ... поёт — ... высиживает — ...

сидит — ... чистит — ... вылупляется — ...

скачет — ... клюёт — ... выкармливает — ...

прыгает — ... поедает — ... ухаживает — ...


(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных)


Пёстрая утка — пёстренькая уточка.

Серая кукушка — ... .

Быстрый скворец — ... .

Незаметный соловей — ... .

Шустрая трясогузка — ... .

Важная цапля — ... .










6. Посмотри на картинки и назови птиц, которых можно увидеть летом. Расскажи, каких птиц можно увидеть в городе, за городом (образование множественного числа существительных в родительном падеже: В городе можно увидеть скворцов, чаек...):














7. Придумай предложения с помощью картинок (составление предложений по опорным картинкам):



Аист,

гнездо,

крыша.







Жаворонок,

дерево,

окно.


















8. Расскажи о птице по плану:




Как называется?

Где живёт?

Части тела. Чем оно покрыто?

Чем питается?

Как поёт?

Как называют птенцов?

Какую пользу приносит?



















9. Назови птиц по силуэтам:









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры

Автор: Ольга Сергеевна Павлова

Дата: 19.12.2023

Номер свидетельства: 642729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskiie_ighry_ikh_znachieniie_i_primienieniie_v_piedaghoghichieskom_pro"
    ["file_id"] => string(6) "398781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Научно-методическая статья на тему:"Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании." "
    ["seo_title"] => string(156) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-odno-iz-sriedstv-privitiia-intieriesa-k-matiematikie-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "166860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422996831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства