kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детское экспериментирование как средство развития у детей 5-6 лет представлений о сенсорных эталонах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве средства овладения сенсорными эталонами выступает детское экспериментирование. В то же время в научно - методической литературе потенциал детского экспериментирования для освоения сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста раскрыт недостаточно. В связи с этим данная тема является актуальной. На современном этапе в системе дошкольного образования активно находит свое применение в работе с детьми  метод экспериментирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование как средство развития у детей 5-6 лет представлений о сенсорных эталонах.»

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ.







Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие представляет собой сложный процесс, который включает в себя усвоение сенсорных эталонов и овладение способами ориентировочной деятельности.

В качестве средства овладения сенсорными эталонами выступает детское экспериментирование. В то же время в научно - методической литературе потенциал детского экспериментирования для освоения сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста раскрыт недостаточно.

В связи с этим данная тема является актуальной. На современном этапе в системе дошкольного образования активно находит свое применение в работе с детьми  метод экспериментирования. Н. Н. Поддъяков определяет детское экспериментирование как особую форму поисковой деятельности, в которой выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Детское экспериментирование как вид деятельности характеризуется тем, что в нем проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Такая форма экспериментирования носит название познавательной.

Основными характеристиками детского экспериментирования выступают: наличие собственной активности детей; направленность на получение новых сведений и знаний.

В процессе детского экспериментирования при целенаправленной работе педагогов дети усваивают сенсорные эталоны.

Понятие «сенсорный эталон» выделено А. В. Запорожцем. Он рассматривает сенсорные эталоны как систему чувственных качеств предметов, которые выделены в процессе общественно-исторического развития, и предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве способов при обследовании объектов и анализе их свойств

Анализ работ А. Л. Венгер показал, что дети 6−7 лет должны усвоить следующие сенсорные эталоны:

усвоение детьми оттенков цвета по светлоте (вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырех-пяти);

усвоение оттенков по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), умение их получать и называть, выделять в реальных предметах;

углубление представлений детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи, дополнительное знакомство с делением цветов на группы теплых и холодных;

овладение способами обследования сложной формы предметов, формирование умения давать ее последовательное словесное описание и узнавание по словесному описанию;

формирование умения различать на глаз сложные разновидности одной и той же геометрической формы за счет анализа изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины;

расширение знаний детей о величине предметов через задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами

Освоение всех вышеперечисленных эталонов возможно, если использовать экспериментирование. Результаты теоретического исследования стали основой для разработки экспериментальной программы. В процессе исследования нами были обозначены критерии, на основе которых мы определили уровни развития представлений о сенсорных эталонах. Ими стали следующие: сформированность перцептивных действий, овладение действием идентификации, овладение действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Для изучения сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики: "Перцептивное моделирование" (Л. А. Венгер), "Диагностика степени овладения действием идентификации" (Л. А. Венгер), "Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам" (Л. А. Венгер).



Литература:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 144с.

2. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М.: Прогресс, 1966. 394с.

3. Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. 392 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Твердякова Олеся Николаевна

Дата: 14.05.2023

Номер свидетельства: 631416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(57) "statiapoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265632"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450004889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства