Детское экспериментирование как средство развития у детей 5-6 лет представлений о сенсорных эталонах.
Детское экспериментирование как средство развития у детей 5-6 лет представлений о сенсорных эталонах.
В качестве средства овладения сенсорными эталонами выступает детское экспериментирование. В то же время в научно - методической литературе потенциал детского экспериментирования для освоения сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста раскрыт недостаточно. В связи с этим данная тема является актуальной. На современном этапе в системе дошкольного образования активно находит свое применение в работе с детьми метод экспериментирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование как средство развития у детей 5-6 лет представлений о сенсорных эталонах.»
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ.
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие представляет собой сложный процесс, который включает в себя усвоение сенсорных эталонов и овладение способами ориентировочной деятельности.
В качестве средства овладения сенсорными эталонами выступает детское экспериментирование. В то же время в научно - методической литературе потенциал детского экспериментирования для освоения сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста раскрыт недостаточно.
В связи с этим данная тема является актуальной. На современном этапе в системе дошкольного образования активно находит свое применение в работе с детьми метод экспериментирования. Н. Н. Поддъяков определяет детское экспериментирование как особую форму поисковой деятельности, в которой выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Детское экспериментирование как вид деятельности характеризуется тем, что в нем проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Такая форма экспериментирования носит название познавательной.
Основными характеристиками детского экспериментирования выступают: наличие собственной активности детей; направленность на получение новых сведений и знаний.
В процессе детского экспериментирования при целенаправленной работе педагогов дети усваивают сенсорные эталоны.
Понятие «сенсорный эталон» выделено А. В. Запорожцем. Он рассматривает сенсорные эталоны как систему чувственных качеств предметов, которые выделены в процессе общественно-исторического развития, и предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве способов при обследовании объектов и анализе их свойств
Анализ работ А. Л. Венгер показал, что дети 6−7 лет должны усвоить следующие сенсорные эталоны:
усвоение детьми оттенков цвета по светлоте (вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырех-пяти);
усвоение оттенков по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), умение их получать и называть, выделять в реальных предметах;
углубление представлений детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи, дополнительное знакомство с делением цветов на группы теплых и холодных;
овладение способами обследования сложной формы предметов, формирование умения давать ее последовательное словесное описание и узнавание по словесному описанию;
формирование умения различать на глаз сложные разновидности одной и той же геометрической формы за счет анализа изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины;
расширение знаний детей о величине предметов через задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами
Освоение всех вышеперечисленных эталонов возможно, если использовать экспериментирование. Результаты теоретического исследования стали основой для разработки экспериментальной программы. В процессе исследования нами были обозначены критерии, на основе которых мы определили уровни развития представлений о сенсорных эталонах. Ими стали следующие: сформированность перцептивных действий, овладение действием идентификации, овладение действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.
Для изучения сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики: "Перцептивное моделирование" (Л. А. Венгер), "Диагностика степени овладения действием идентификации" (Л. А. Венгер), "Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам" (Л. А. Венгер).
Литература:
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 144с.
2. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М.: Прогресс, 1966. 394с.
3. Поддьяков Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. 392 с.