Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Биоэнергопластика –это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Данный инновационный метод используется для достижения лучших результатов в работе по исправлению неправильного звукопроизношения у детей с с нарушенными кинестетическими ощущениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.»
Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
Важным условием всестороннего полноценного развития детей является правильная речь, позволяющая ребёнку легче высказать свои мысли, расширяющая его возможности в познании окружающей действительности, помогающая полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата человек правильно произносит различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке. Для четкой артикуляции звуков речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают детям. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.
Для достижения лучших результатов в работе по исправлению неправильного звукопроизношения можно использовать инновационный метод – биоэнергопластику –это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Работа с применением системы игр и упражнений по биоэнергопластике включает следующие этапы:
Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики, подбор комплекса артикуляционных упражнений)
Эмоциональный (создание положительного настроя, этому способствует игровой персонаж)
Подготовительный (знакомство ребенка с артикуляционными упражнениями)
Основной (отработка артикуляционных упражнений с постепенным включением движений кистей рук)
Заключительный (ребенок, полностью освоивший упражнения, самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук)
Кроме того, важно знать особенности работы с применением биоэнергопластики:
Знакомство с артикуляционным упражнением начинается по стандартной методике. Отработка его проходит перед зеркалом.
Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.
Педагог, совместно с ребенком, выполняют артикуляционные упражнения. К выполнению присоединяется ведущая рука ребенка. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.
При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.
К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен, и каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Этот метод дети воспринимают как игру. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Под любое артикуляционное упражнение подбирается соответствующее движение руки. Важно, как ребенок выполняет содружественные движения: язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать синхронно, ритмично, чётко.
При знакомстве детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки, что дополнительно стимулирует ребёнка к выполнению задания. Детям в данном случае предоставляются широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития и задания выполняются с большим интересом.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует:
длительному удержанию интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;
повышению мотивационной готовности детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия;
развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;
формированию пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ, развитию памяти, внимания, мышления.
синхронизации работы над речевой и мелкой моторикой, что сокращает время занятий, усиливая их результативность;
ускорению исправления нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка;
быстрому отказу от зрительной опоры – зеркалу и переходу к выполнению упражнений по ощущениям, что особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Арктур, 2001.
Комплекс упражнений с биоэнергопластикой
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Упражнение «Птенчики»
Темп выполнения – медленный.
Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.
Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.
Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.
На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.
Показ кистью руки:
Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кистей рук
«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
«Блинчик" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.
"Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.
«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
«Часики"- движения языком вправо-влево.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо - влево
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.
Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.
«Чашечка» - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх
«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.
Постукивание ладошкой по столу.
«Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение влево – вправо.
«Гармошка»
Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Дятел – барабанщик»
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.