Просмотр содержимого документа
«Беседа в подготовительной группе на тему: «Осторожно, тонкий лёд!»»
Беседа в подготовительной группе на тему: «Осторожно, тонкий лёд!»
Цель: Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в зимний период.
Задачи:
Объяснить понятия «прочный лёд» и «тонкий лёд».
Познакомить с основными правилами безопасности на льду.
Развивать внимание, мышление и умение действовать в потенциально опасной ситуации.
Воспитывать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь.
Оборудование: Картинки с изображением зимнего водоема, безопасных и опасных ситуаций на льду, игрушка (Мишка-Незнайка или другой персонаж), синяя ткань (имитация полыньи), карточки с правилами.
Ход беседы:
(Воспитатель собирает детей вокруг себя. На мольберте – картинка с зимней рекой.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Какое время года здесь изображено?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно! Все вокруг белое, деревья в снегу, речка скована льдом. Скажите, а можно ли ходить по этому льду? Кататься на коньках? Ловить рыбу?
Дети: (Высказывают предположения: да/нет).
(В дверях появляется игрушечный Мишка с маленькой удочкой.)
Воспитатель: Ой, смотрите, кто к нам пришел! Это Мишка-Топтыжка. Он куда-то очень спешит.
Мишка (голос воспитателя): Здравствуйте, ребята! Я бегу на речку, хочу рыбу половить. Скоро весна, а я еще ни разу не сидел с удочкой на льду!
Воспитатель: Подожди, Мишка, не спеши! Ребята, как вы думаете, можно ли Мишке сейчас выходить на лед? Весной лед становится очень опасным. Давайте мы ему сегодня расскажем все секреты безопасности на льду, чтобы он не попал в беду.
Мишка: Ой, правда? А я и не знал, что лед может быть опасным. Научите меня, пожалуйста!
Воспитатель: Конечно, научим! Садись с нами, Мишка.
Часть 1: Какой бывает лед? (Беседа-рассуждение)
Воспитатель: Ребята, лед – он как волшебник. Он может быть прочным, как каменная стена, а может – тонким и хрупким, как стеклянная тарелка. Как мы можем отличить прочный лед от тонкого? Давайте посмотрим на картинки.
(Показывает картинки)
Прочный, безопасный лед: Имеет голубоватый или зеленоватый оттенок, он прозрачный.
Тонкий, опасный лед: Он молочно-мутный, серый, белый. Часто он бывает покрыт снегом, а под снегом могут быть трещины и полыньи! Самый опасный лед – весной, когда начинает пригревать солнышко.
Воспитатель: Запомните, ребята, и ты, Мишка, запомни: НИКОГДА НЕ ВЫХОДИ НА ЛЕД БЕЗ ВЗРОСЛЫХ! Даже если он кажется прочным, взрослый человек должен сначала проверить его крепость.
Часть 2: Опасные места (Игра «Можно-нельзя»)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Я буду показывать картинки, а вы хором говорите, можно туда ходить или нельзя!
Картинка: Дети катаются на коньках на специально оборудованном катке.
Дети: Можно!
Воспитатель: Верно! Каток – это безопасное место, лед там проверяют взрослые.
Картинка: Ребенок один подходит к краю не замерзшей реки.
Дети: Нельзя!
Воспитатель: Почему? (Ответы детей). Правильно, у берега лед всегда тоньше, и можно легко соскользнуть в воду.
Картинка: Рыбак сидит у большой проруби.
Дети: Нельзя! Опасно!
Воспитатель: Конечно! Подходить близко к прорубям и полыньям категорически запрещено!
Картинка: Дети толпой идут по заснеженному льду.
Дети: Нельзя!
Воспитатель: Молодцы! Снег скрывает трещины, и лед под ним всегда слабее.
Часть 3: Если беда случилась (Практическое упражнение)
(Воспитатель расстилает на полу синюю ткань – это «полынья».)
Воспитатель: Представьте, что человек не послушался советов и провалился под лед. Что же делать?
Правило №1: Не паниковать! Кричать бесполезно, так как в воде можно быстро обессилеть. Нужно громко звать на помощь: «Помогите! Тону!»
Правило №2: Широко раскинуть руки. Чтобы не уйти под воду с головой и удержаться на поверхности.
Правило №3: Не барахтаться! Нужно постараться лечь на лед грудью, поочередно вытащить на лед ноги и отползти от полыньи туда, откуда пришел.
(Воспитатель показывает движения, дети повторяют «сухую» тренировку: раскидывают руки, имитируют, как выползают на лед и отползают на безопасное место).
Воспитатель: А если вы увидели, что кто-то провалился под лед? Что делать?
Дети: Позвать взрослого!
Воспитатель: Абсолютно верно! Самым главным вашим действием будет громко крикнуть: «Человек тонет! На помощь!» и бегом найти взрослого. Самостоятельно подходить к полынье НЕЛЬЗЯ! Вы тоже можете провалиться.
Заключение
Мишка: Ой, спасибо вам, ребята! Теперь я все понял. Оказывается, выходить на лед одному – это очень опасно! Я теперь буду ходить на рыбалку только с папой-медведем и только в те места, где это разрешено. А лучше подожду лета и буду рыбачить с берега!
Воспитатель: Молодец, Мишка! Ты все правильно понял. Давайте, ребята, еще раз повторим наши главные правила для Мишки.
(Воспитатель показывает карточки-символы, дети хором проговаривают правила):
Не ходи на лед один! (Иконка: ребенок и взрослый за руку).
Не проверяй лед на прочность! (Иконка: нога, топающая по льду, перечеркнута).
Не подходи к прорубям и полыньям! (Иконка: дыра во льду, перечеркнута).
Увидел беду – зови взрослых! (Иконка: мегафон или ротик).
Воспитатель: Вы сегодня были очень внимательными и научили Мишку самым важным правилам – правилам безопасности. Теперь вы знаете, что лед может быть коварным, и будете вести себя правильно. Берегите себя