Просмотр содержимого документа
«Жостовское Искусство. Истоки и современное развитие промысла»
ЖОСТОВСКОЕ ИСКУССТВО. ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛА
Недалеко от Москвы в живо-писном месте находится село Жостово.
Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал участником русского чаепития.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Жостовские подносы изготавли-вались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямо-угольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Самым распространен-ным видом жостовской росписи подносов явля-ется букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин и более скромные - анютины глазки, вьюнки) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» - небольшими веточками и листочками.
Под кистью жостовских мастеров поднос приобретает качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.