Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая технология "Психогимнастика".»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»
Психогимнастика помогает детям преодолевать
барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Задачипсихогимнастики :
1. О б уче н и е д е т ей в ыра зи т е л ь н ы м дви ж е н и я м .
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Ф о рм и рова н ие у д е т ей мора л ь н ы х пре д с т а в ле н и й .
4. К оррек ц и я по в е д е н и я с помо щ ь ю р о л е в ы х и г р .
5. Снятие эмоционального напряжения.
6 . О б уче н и е а у т ор е л а к са ции .
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
Психогимнастика.
Воспитатель: Лешукова И.А
«Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях):
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Педагогические здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Стретчинг(растяжка)
Технологии обучения здоровому образу жизни
Коррекционные технологии
- Динамические паузы.
- Физкультурные занятия.
- Подвижные и спортивные игры.
Проблемно-игровые: игротренинги,
- Технологии музыкального воздействия.
- Релаксация.
игротерапия.
- Арт-терапия.
- Сказкотерапия.
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная ……).
занятий (этюдов, упражнений и игр), направленныхнаразвитиеикоррекциюразличныхсторонпсихикиребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
(СНОСКА: Из книги: М.И. Чистякова Психогимнастика. М., 1990).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей целью которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.
П реж д е в с е г о т акие зан я т ия п ока з аны д е т ям:
с ч ре з м е рной утомляемостью,замкнутым,с
легкими
неврозами,
нарушениямихарактера,
д р угими
психическогоразвития и
задержками
нервно-психическими расстройствами, находящимися
н а г ран и ц е з д оро в ь я и б о л езн и .
в профилактической
работе с ц е л ью
психофизическойразрядки д е т е й .
вдни,когдазапланированызанятиясвысокими
интеллектуальнымиилипсихоэмоциональными
нагрузками.
Особенностипсихогимнастики
Всепсихогимнастическиеупражнениястроятсятольконавоображаемомматериале,таккакиспользованиереальныхпредметовотвлекает внимание детейнаатрибутику,превращаетпсихогимнастикувигру,котораядолжналишьлежатьвее
Педагог предлагает детям порадоваться яркому солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, тёплый день! Согрей нас ласковыми лучами!»
С о лн ц е у т р о м ра н о в с т а л о ,
В с ех ре б я т о к п р и ла с кал о ,
(рукивверх,ладони скрещены) Д р у ж н о к с о лн ы ш ку т я н и т е с ь И д р у г д р у г у у л ы б ни т е с ь
(рукиопускаютсячерез
стороны,
детиулыбаются)
С о лн ц е л уч ика п ой ма й т е В с ем во к р у г с к о рей ра з да й т е (рукивперед к себе, резкимдвижениемсновавперед).
Яблоки на веточках висели и скучали (руки вверху, кисти рук свободно о п у щ е н ы в н и з, в змахи к и с т я м и р у к н а каж д о е с ло в о )
Девочки и мальчики ветки раскачали (наклон туловища вперед, руки
де л ают раз м а шис ты е дв и ж е ни я в с т о р он ы
( как маятн и к) н а каж д о е с л о во)
Яблочки о землю громко застучали
(полуприседая, хлопаем ладонями по коленям)
Этюд«Деревья»
1. «Солнышко»». Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к
каждой веточкой, каждым
листочком.
(Дети
солнышку п о д н им а ют пальцами.)
р у к и в в е р х , п о д н и м аю тс я на
носочки,
шевелят
«Ветерок». Но вот подул ветерок, веточки и листочки шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево.)
«Ветер усилился». Ветер дует сильно, но корни в земле. (Дети
сильнее раскачиваются).
Этюд«Деревья»(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
«Дождь». Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребенка.)
«Пожалеем!». Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают
друг друга по спине).
«Солнышко». Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (дети встряхивают руками) и опять потянулись к солнцу (вытягивают руки вверх и шевелят пальцами - «листочками»).
ВОЛШЕБНЫЙЦВЕТОК
Цель : Учить выражать свою
индивидуальность. Представлять себя другим
детям в группе.
Детям предлагают представить себя
маленькими ростками цветов.
П о ж е лан и ю , они в ыби р аю т , к т о к а ким б у д ет
цветком. Далее под музыку показывают,
как цветок распускается (дети медленно
поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»).
Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
ТЁПЛЫЙДОЖДИК
Ц ель: Р аз в итие эмо ц ио н аль н ой с ф еры ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.
П е д а г о г -пси х о лог р а с ска з ы в ает д е т я м : д о жд и к
смочил землю, освежил траву и листья.
Д а в ай т е пои г раем с д о ж д е в ы м и кап л я м и . В н а ча л е д ети п р я ч у т руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку
л а д о н ь ю вв е р х , л е в ая ос т аё т ся з а спи н ой. З а т ем р ук и м е н яем местами. Дети пытаются
пре д с т а в ить, ч т о они чу в с т в у ю т .
Повторить 6 – 8 раз.
Этюд«Дождь»
Цель: упражнять в интонационной модуляции голоса, в
различении цветовых оттенков, учить давать им характеристику.
Педагог включает аудиозапись звука дождя.
«Что вы слышите? Какой этот дождь по настроению? Подберите к нему цветовую полоску. Попросите дождь превратиться в дождик — каким он станет, какого цвета?
Как мы называем сильный дождь? (Ливень, гроза.) Покажите, как люди прячутся от внезапного ливня, от грозы? (Дети прикрывают голову руками, пригибаются от громких ударов грома, бегут быстро в укрытие.)
Как мы назовём маленький, мелкий дождик? (Изморось.) Как люди
А ч т о т а к ое
реагируют на мелкий дождик в солнечную погоду?
«грибной дождь»? (Резкий и сильный при
ярком солнышке.)
Как л ю д и в с т р е ч ают т а к ой д о ждь?
(Улыбаются, веселятся, танцуют под ним и т. д.)»
РАЗНОЦВЕТНЫЙБУКЕТ
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом,
п о л уча я от э т о г о ра д ос т ь и у д о в о л ьс т ви е.
Ка ж д ы й ребё н ок о б ъ я в л я е т с е б я цв ет к ом по с в ое м у выбору и находит себе другой цветок для букета.
Свой выбор он должен объяснить.
Затем все «букетики» объединяются в
один большой «букет» и у с т раи в а ю т х ор о в о д цв е т ов
ОГОНЬ–ЛЁД
Цель: К оррек ц и я п си х о- эмо ци о н а л ь н ой с ф еры ребёнка.
П о к о м а н д е « о г о н ь » - с т о я щ и е в к р у г у д ети начинают двигать всеми частями тела. По команде
« л ё д » - д ети з ас т ы в а ю т в п о з е, к о т о р у ю з ас т а л а команда
КУВШИНЧИК
Цель: Р аз в итие и к оррекц и я п о зн а в а т е л ь н ой и
эмо ци о н а л ь н ой с ф еры псих и к и ребё н ка.
Д ети пре д с т а в ляют с е б я краси в ы м рас п ис н ым кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, ч т о б ы н ап о л н ить ч и с т ой в о д ой. Д ети н аклон я ю т с я в перёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль,
обиду, злобу.
СОЛНЕЧНЫЙ
ЗАЙЧИК
Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Педагог-психолог с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Педагог-психолог обращает внимание на то, что
«зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.
Начальныйэтап- беседа с детьми, художественное слово , загадка, яркая
кра со ч ная и г р у шка, с юр п р и зный м о ме н т и д р у г о е..
Це л ь : м о т и ва ц и я д е т ей н а т е м а т ик у за н я т и я и л и д р угу ю ф о р м у р а б о ты.
Этаппроживанийдействий – отработка основных движений , гимнастических упражнений и другое.
Ц е л ь : д ос т и ж е ни е ре з у л ь т а т а о б учаю щ и х , в ос п и т а т е л ь н ы х и раз в и ваю щ и х задач.
Этапорганизацииэмоциональногообщения
Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного
воздействия детей друг на друга.
Этапорганизацииконтролируемогоповедения
Це л ь : т ре ни р о вк а уме ни я д е т ей
ре г у ли р о в а т ь с в о и п о ве д е н че с к и е реа к ц и и .
Заключительныйэтап
Ц е л ь : закре п л е ни е с о д е р жа ни я п ред п о л а г ае мо г о м а т ер и а л а, а т а к ж е положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
«КОТЯТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ»
1. Разминка
Педагог. Дети, у кого дома есть котята или кошка? Как его (ее) зовут? Как вы проявляете свою любовь к нему (к ней)? Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница и могу это сделать. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят (воспитатель дотрагивается рукой или «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань Котенком ты сейчас»).
Ах, какие милые котята у меня в гостях! Расскажите, котята, о себе: какого у вас цвета шерстка, глаза, как зовут (каждый ребенок рассказывает).
Еще не рассвело, все котята свернулись клубочком и спят. Но вот встало солнышко, и котята проснулись, потянулись. Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна. Еще потянулись. Умывшись язычком, чтобы быть чистенькими. И пошли неслышно, мягко на своих лапках (по кругу друг за другом).
Остановились котята и стали звать свою маму все вместе. Как вы ее позовете? (Жалобно: «мяу-мяу».) Пришла мама, напоила котят молочком, и они замурлыкали. Как замурлыкали котята? (Довольно: «мур~мур».) Котята будто песенку поют.
2. Гимнастика
(Легко, на носочках, прыжки 6 раз)
Вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Но впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома.
(Напряжение 1 минута)
А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались!
(Расслабление 30 секунд)
Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно!
(Напряжение 1 минута)
Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая, а вы за мною. Как струна все натянулись, чтобы пролезть, а то можно застрять, и мы вас не вытащим.
(Расслабление 1 минута)
Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными! Давайте встанем на все четыре лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам, что же там такое? Любопытные котята, все им интересно!
(Замирание 5 раз)
Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-сс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем.
(Напряжение 5 раз)
Ква-ква-ква! Да это же страшная, большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат.
(Расслабление )
Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? (Повторяется напряжение-расслабление.) Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться.
3. Общение
Эмоции горя и печали
Педагог. Попутешествовали мы с вами, а ведь дома осталась одна мама-кошка. Мы ее не предупредили, убежали без спроса. Она переживает за нас, плачет, зовет: «Где же мои котятки-ребятки?! Может, с ними что-то случилось? Ой-ой-ой!» (Показывает педагог.)
Покажите, как горюет мама-кошка, как она плачет, зовет своих деток. (Дети изображают.)
Эмоции счастья, радости
Педагог. Давайте представим, что котята вернулись: «А вот и мы! Живы и здоровы!» Как же обрадовалась мама-кошка! Стала котят обнимать-целовать. Радостная, веселая, улыбается. Давайте покажем, как обрадовалась мама-кошка (в парах, изображая кошку и котенка со сменой ролей).
4. Поведение Упрямство, сочувствие
Педагог. Но пока мы еще не вернулись, и мама-кошка все еще горюет. Давайте ее пожалеем, погладим, обнимем, успокоим. (Педагог изображает кошку, а дети — котят.)
Один котенок заупрямился. Никак не хочет возвращаться домой. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!»
Покажите, как заупрямился котенок (изображают).
Дети, а красивый был котенок, когда заупрямился? Приятно на него было смотреть? А почему он не хотел идти домой?
Давайте скажем котенку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобою дружить» (в парах со сменяй ролей).
Посмотрите, котенок понял, что упрямиться плохо, и пошел вместе с нами домой. Его ведь тоже ждет мама-кошка.
Идите ко мне, мои котятки, я вас обниму, согрею, спою вам песенку. (Собирает вокруг себя детей, поет песню «Серенькая кошечка» или «Песенку друзей».)
5. Завершение
Пение с показом действий по тексту песни «Котенок и щенок».
Педагог. Мы все дружные котятки-ребятки. Пора возвращаться домой, в детский сад. Сейчас я вас превращу опять в детей: «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше» (дотрагивается до каждого ребенка).
Понравилось вам путешествие? В следующий раз нас ждут самые интересные встречи, истории.
Списокиспользуемойлитературы
ЧистяковаМ.И.Психогимнастика.М.,1990.
АлябьеваЕ.А.Коррекционно-развивающиезанятиядля
детейстаршегодошкольноговозраста.М.,2002.
БардиерГ.,РомазанИ.,ЧередниковаТ. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, 1993.
КлюеваН.В.,КасаткинаЮ.В. У ч и м д е т ей об щ ен и ю .
Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.
КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей.
Ярославль, 1996.
ПанфиловаМ.А. Игротерапия общения: Тесты и
коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.
ФопельК. Как учить детей сотрудничать. Психологические