(общая тональность речи, невербальное сопровождение процесса разговора)
(общая тональность речи, невербальное сопровождение процесса разговора)
Звуковая культура речи
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.
Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Развитие речевого слуха и речевого дыхания
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие средств звуковой выразительности р ечи ( темпа и ритма речи, итонации, мелодики, ударения и паузы)
Логопед
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНО-ШЕНИЯ
У РЕБЕНКА
Воспитатели
Родители
Формирование правильного звукопроизношенияу детей – это сложный процесс, когда
ребенок учиться
управлять
своими органами речи,
воспринимать обращенную
к нему речь,
осуществлять контроль
за речью
окружающих и
собственной речью.
Нормы по развитию и становлению
звуков речи:
Речевые процессы
(в годах)
1-2 года
Звуки
2-3 года
А О Э П Б М
3-5 лет
И Й Ы У Ф В Т Д Н К Г Х
5-7 лет
С З Ц Ш Ж Ч Щ
Трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков
Л Р
Младший дошкольный возраст
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).
Ребенок учится : воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, Передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе), воспроизводить ритм стихотворения.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением(ранний и младший дошкольный возраст)
Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести:
первым осваивается звук «а» ,
затем звуки «и» и «у» , которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга;
потом в их речи появляются звуки «э» и «о».
Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы» .
Особенности усвоения детьми звукопроизношением(ранний и младший дошкольный возраст)
Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении.
Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки (например, звук «с» переходит в «ш» через стадии: «с» - «сь» - «ш» ).
Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается , либо искажается (хотя изолированно ребенок этим звуком владеет).
Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «бабан», «тефон»
Дети делают в слове перестановки звуков или целых слогов: «клювка», «карам», «каратан».
Работа по формированию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи
Для развития артикуляционного аппарата
широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков):
шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»)
- читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие;
- слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
- слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
- слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;
- с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Звуковая культура речи
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя:
формирование правильного звукопроизношения ,
развитие фонематического восприятия,
развитие голосового аппарата,
развитие речевого дыхания,
развитие умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Ребенок учится :
овладевать произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, Л, Р
к пяти годам чисто произносить все звуки
говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы
эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением(средний дошкольный возраст)
В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки.
Большинство детей уже произносят звук «р» , однако они еще не владеют им прочно.
Дошкольники уже могут вслушиваться в слова, пытаются найти сходство звучания некоторых слов.
Дети способны повышать и понижать громкость голоса , ускорять и замедлять темп речи.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением(средний дошкольный возраст)
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции .
В среднем дошкольном возрасте у многих детей наблюдается смазанная, неясная речь за счет недостаточной артикуляции мышц речедвигательного аппарата (энергичного тонуса и точной координации движений).
Так же необходимо большое внимание уделять работе над развитием у ребенка фонематического слуха для правильного восприятия звуков речи.
Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи
Детей знакомят с терминами «звук», «слово» , с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения :
«Как слово звучит»,
«Найди первый звук»
В этих играх и упражнениях дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию.
Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.
Средства, влияющие на правильное звукопроизношение детей:
Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей;
Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, коротких рассказов;
Особое внимание уделяется интонационнойвыразительностиречи , детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
Для выработки хорошей дикции , четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения , которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе .
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи
Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно , но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро).
Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро).
«Что такое звук?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой стороне слова.
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет) и т.д.
К концу дошкольного возраста ребенок в норме должен овладеть правильными произносительными качествами речи (слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением).
Элементы звуковой выразительности речи и элементы культуры речевого общения должны быть достаточно сформированными.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка:
- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание
- особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте , правильной письменной речи
Проблемы звукопроизношения
Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или неправильным развитием речевого аппарата - его периферического или центрального отдела (мозга).
Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими , а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и вр ача.
Проблемы звукопроизношения
Гораздо чаще, чем с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии каких - либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Дыхательные игры и упражнения
Паровоз привез нас в лес.Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Буль-буль
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!(низко наклониться, обхватив руками грудь -свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Игры с пуговицами
Сортировка
Весёлый счёт
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006.
2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009
3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007.
4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 1981.