Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Процесс социализации личности по С. И. Гессену:
Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.
ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь.
Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития.
Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста
Ранний возраст
Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений;
В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе.
Средний и старший дошкольный возраст
Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях.
Роль семьи в социализации дошкольника
Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее;
отношение взрослых к детям;
отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и
складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.
Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации,
но -
необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.
Роль детского сада в процессе социализации ребенка.
Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности.
Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.
Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих:
склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или
конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.
Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:
Умения:
- войти в детское общество;
- действовать совместно с другими;
- следовать и уступать общественным нормам;
- контролировать свои желания и др.
социально-личностные качества дошкольников:
- интерес ребенка к себе;
- интерес к сверстникам;
- отношение ребенка к группе детского сада и др.
«Игра—это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Л. С. Выготский
.
Значимость игры в социализации дошкольников
ИГРА – средство развития личности;
ИГРА – средство общения;
ИГРА – форма организации детского общества;
ИГРА – способ обучения и самообучения;
ИГРА – средство коррекции развития ребёнка;
ИГРА – диагностическое средство;
ИГРА – психотерапевтическое средство.
Общая характеристика игры дошкольника:
ИГРА
самоценная
деятельность для
деятельность,
дошкольника;
доставляющая
удовольствие.
деятельность
не обязательная,
не связанная с
достижением
выгодных для
ребенка целей;
ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ
ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов;
ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых ;
ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества;
ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует);
ИГРА -специфический фактор всего, что окружает людей в мире .
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ
Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский.
Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин .
Проблемам изучения игры большое внимание уделяли
К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко.
В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие.
УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх
ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –
СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ
ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
ИЗ-ЗА ИГРУШЕК
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»