Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, педагог-психолог ежегодно проводит родительское собрание, где можно получить полезную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ваш ребенок идет в школу»
Ваш ребенок
идет в школу
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л. А.
Ассоциация
ШКОЛА
Ассоциация
ШКОЛА
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Традиционно выделяются три аспекта
школьной готовности
Социальная
Эмоциональная
зрелость
зрелость
Интеллектуальная зрелость
Социальная зрелость
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Эмоциональная зрелость
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Интеллектуальная зрелость
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Рекомендации для родителей
Что же ребенок должен знать и уметь..
Ребенок должен знать:
Как его зовут, какого он пола.
Знать по имени-отчеству всех членов своей семьи и даже называть имена друзей.
Называть адрес, где он живет.
Знать правила поведения–здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит.
Понимать что такое живая и неживая природа.
Знать что такое день и ночь, знать время суток.
Ориентироваться во времени, знать времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, знать дни недели.
Иметь представления о природных и погодных явлениях.
Знать названия распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты–от ягод и овощей.
Интеллектуальное развитие
Решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
Находить лишний предмет в группе.
Добавлять в группу недостающие предметы.
Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.
Группировать предметы по признаку и называть его.
Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом). раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь, мышление.
Находить 7-10 отличий на двух похожих картинках.
Точно копировать простой узор.
Описывать по памяти картинку.
Запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его.
Писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»).
Классифицировать предметы (это и это одежда, а это и это мебель и т.д.)
Основы математики
Уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
Выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два».
Знать понятия «больше –меньше - поровну».
Знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур.
Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
Решать простые арифметические задачки.
Уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Мелкая моторика
Навыки письма
Правильно держать ручку и карандаш в руке.
Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги без сильного нажима на бумагу.
Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
Копировать с образца геометрические фигуры.
Уметь продолжить штриховку рисунка.
Уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Крупная моторика
Быть физически развитым:
Прямо и твердо ходить, бегать.
Уметь прыгать (на одной и двух ногах).
Мягко приземляться при прыжке с высоты 40 см.
Приседать полностью.
Точно ловить и кидать мяч.
Бросать предметы в цель из разных положений правой и левой рукой.
Ребенок должен знать и уметь:
Речь должна быть осмысленной, стройными предложениями и
законченной мыслью.
Дошкольник должен знать основные цвета и называть их.
Дошкольник должен уметь собирать легкие пазлы из нескольких фигур.
Выполнять несложные логические игры для детей своего возраста.
Знать праздники.
Уметь рассказать, чем он любит заниматься.
Самое главное: ответить на вопрос«зачем он идет в школу?»
Чтение
Знать буквы и различать звуки,
Определять место звука в слове на слух.
Подбирать слова на заданный звук.
Мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова.
Делил слово на слоги.
Причины неготовностидетей к школе
Недостаток в воспитательной среде.
Недостатки соматического развития ребенка.
Невротическое развитие характера.
Пренатальное или постнатальное повреждение центральной нервной системы.
На этапе подготовкеребенка к школе
Избегайте чрезмерных требований
Предоставляйте право на ошибку
Не думайте за ребёнка
Не перегружайте ребёнка
Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
Устраивайте ребенку маленькие праздники.
Результаты ответов
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября, - по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребёнка;
5 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику, мышление;
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей.
5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.