Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов:
1. Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности.
3. Постановка учебной задачи
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний).
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение .
8 . Рефлексия деятельности (итог занятия).
I . Самоопределение к деятельности
Цель: включение в деятельность на личностно-
значимом уровне.
• педагог в начале занятия высказывает добрые
пожелания детям, предлагает пожелать друг
другу удачи (хлопки в ладони);
• педагог предлагает детям подумать, что
пригодится для успешной работы, дети
высказываются;
• девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается
большой успех” и др.);
II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
III . Постановка учебной проблемы.
Цель: обсуждение затруднений и проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы.
IV. Открытие нового знания
(построение проекта выхода
из затруднения)
Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения, решение учебной задачи), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит педагог: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания,
(запись в виде опорного сигнала)
VI. Самостоятельная работа
с самопроверкой по образцу (эталону)
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.
Включение нового знания
в систему знаний и повторение
VIII. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)
• Какую задачу ставили на занятии?
• Удалось решить поставленную
задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые
знания?
• Что на занятии у вас хорошо
получилось?
• Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание по новой теме не задается, дается другое
приобретают навыки учебного сотрудничества; работают в парах и группе;
приобретают навыки учебного сотрудничества; работают в парах и группе;
приобретают навыки учебного сотрудничества;
работают в парах и группе;
- принимают
решение
при обсуждении
тем учебной
программы;
- принимают решение при обсуждении тем учебной программы;
- принимают решение при обсуждении тем учебной программы;
склонны
склонны
склонны
к исследовательской и
к исследовательской и
к исследовательской и
проектной деятельности.
проектной деятельности.
проектной деятельности.
Результаты:
-Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
-Спокойнее, увереннее отвечают.
Умеют аргументировать свои высказывания.
Лучше владеют навыками
самоконтроля и самооценки
Умеют выбрать и
предложить для выполнения
работы свой способ деятельности.
-Склонны к исследовательской
деятельности.
-У них значительно повышается
качество знаний.
Уильяма Уорда: «Посредственный педагог излагает. Хороший педагог объясняет. Выдающийся педагог показывает. Великий педагог вдохновляет».