kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование при помощи традиционных и современных технологий, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.»

МКДОУ д/с общеразвивающего вида № 13 «Солнышко» Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.  воспитатель Мазаева Л.Б.  п. Лежнево 2021

МКДОУ д/с общеразвивающего вида № 13 «Солнышко»

Современные подходы к формированию элементарных

математических представлений и сенсорному развитию детей

1 младшей группы.

воспитатель Мазаева Л.Б.

п. Лежнево 2021

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать – и я пойму» (Китайская пословица) Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.

Актуальность

«Расскажи – и я забуду,

покажи –и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

(Китайская пословица)

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.

Цель: формирование, при помощи традиционных и современных технологий, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Задачи:

Цель:

формирование, при помощи традиционных и современных технологий, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи:

  • Сформировать у детей эталонную систему.
  • Способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию.
  • Формировать у детей умение ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира.
  • Расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.
  • Формировать у детей умение применять полученные знания на практике.
Является основой для интеллектуального развития Является основой для развития воображения Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности Развивает наблюдательность Готовит к реальной жизни Влияет на развитие памяти Сенсорное развитие Развивает внимание Влияет на расширение словарного запаса ребенка

Является основой для интеллектуального развития

Является основой для развития воображения

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности

Развивает наблюдательность

Готовит к реальной жизни

Влияет на развитие памяти

Сенсорное

развитие

Развивает внимание

Влияет на расширение словарного запаса ребенка

Игровая деятельность конструирование дидактические игры и упражнения Средства сенсорного развития изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Игровая деятельность

конструирование

дидактические игры и упражнения

Средства сенсорного развития

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Уголок сенсорики

Уголок сенсорики

Тема

ЦЕЛИ

1.«Разноцветные шарики».

- Познакомить детей с понятие «зеленый цвет», рассмотреть предметы зеленого цвета, находящиеся в группе.

«Зеленый цвет»

2. «Назови геометрическую фигуру»

Игры, беседы

3.«Веселые дождинки»

- Познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг».

«Круг»

Работа с родителями

Игра: «Что где находится?»

- учить отличать

- развивать логическое мышление;

«Найди такой же».

«Собери яблочки»

Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» дома и поиграть в игру «Где зеленый цвет?»

- Познакомить детей со вторым основным цветом «синий».

- Учить детей узнавать и правильно называть изучаемую фигуру.

4.

«Найди пару»

Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» и плоскостной геометрической фигуры «круг».

- Учить устанавливать общее свойство группы предметов (цвет) и находить лишний предмет.

- Закреплять знания детей о зеленом цвете.

 

Д/и «Найди зеленые мячики».

Д/и «Собери в корзину»

- воспитывать внимание и наблюдательность

- Закрепить умение детей выделять одновременно два свойства предметов (форма и цвет).

«Накорми курочку горошком»

Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста».

С помощью счетных палочек собираем елочку.

(1группа–зеленые

- Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький»

Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов и число «1».

«Большой – маленький»

На прогулке предложить детям найти предметы похожие на цифру 1 (сучок, сломанная ветка…)

- Учить   находить в окружающей обстановке предметы округлой формы, зеленого и синего цвета.

Разработать памятки для родителей по теме самообразования.

«Третий лишний»

Д/и «Волшебный мешочек»

«Красный цвет»

Игра малой подвижности «Займи свое место» (Тучки и полянки).

- Познакомить с цифрой 1, обозначающей число 1.

Д/и «Возьми столько же».

2группа-синие)

Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифру 1 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)

Д/и «Сделай круг из лент и шнурков»

- Учить детей выделять делить предметы на две группы: большие и маленькие.

«Выбери шарик нужного цвета»

«Воздушный шарик»

- Познакомить детей с красным цветом.

Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях.

«Найди и покажи» (карточка с изображениями мячей разного размера)

«Сколько игрушек»

Игра малой подвижности «Карлики – великаны».

«Собери яблочки»

Перспективный план

Тема

ЦЕЛИ

1.

«Квадрат»

- Познакомить детей со второй геометрической фигурой «Квадрат»

  2.

Игры, беседы

- Закрепление раннее изученного материала.

- Научить с помощью счетных полочек складывать данную плоскостную геометрическую фигуру.

«Сортировка»

Работа с родителями

3.

«Веселый счет»

- Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

«Найди предмет такой же формы».

Рекомендовать родителям обращать внимание детей на форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество. (Круглый, квадратный, зеленый, синий, один, два).

«Длинный - короткий»

Предложить некоторым детям карточки с нарисованными предметами, посчитать их и выложить рядом такое же количество предметов.

- Познакомить детей с понятиями «длинный – короткий».

4.

- Познакомить детей с отличиями «квадрата» и «круга».

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки.

«Треугольник»

- Познакомить детей с треугольником.

- Учить использовать в речи словами «длиннее», «короче».

- Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

«Найди предмет такого же цвета».

Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры 1, 2 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)

- Развивать умение обобщать объекты по двум признакам.

«Длинный - короткий».

  «Подбери по форме»

- Познакомить детей с цифрой «2», обозначающей число 2.

- Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник

Поиграть дома с ребенком в игру «Найди, что спрятала» и просить назвать форму, цвет, размер найденного предмета.

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины.

Предложить родителям дома вместе с ребенком выложить цифры 1 и 2 из веревочки или вылепить из пластилина или теста.Рекомендовать родителям учить детей находить парные предметы в окружающем мире.

«Дорожки»

Д/и «Игра с палочками»

«Найди предмет такого размера»

Д/и «Магазин» учить детей находить предметы определенной формы с использованием геометрических фигур – образцов.

- закрепить порядковый счет до 2-х.

«Чемоданчик»

- Накапливать сенсорный опыт выделения плоскостных геометрических фигур.

Просить родителей закрепить изученный материал дома.

Посоветовать дома выполнять задания на сравнение.

- Учить сравнивать предметы по длине.

Д/и «Найди похожее».

Д/и «Возьми столько же».

«Разноцветные ленточки»

- развивать восприятие и мышление.

- Способствовать развитию глазом

«Найди, что спрятано»

На прогулке предложить детям посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки, 2 варежки, 2 сапога и т.д.

- Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.

«Найди, что спрятала»

- Продолжать закреплять знание цветов: зеленый и синий.

- Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов

«Найди по образцу»

Тема

ЦЕЛИ

1.

Игры, беседы

«Цвет солнца»

- Познакомить детей с желтым цветом.

2. «Овал»

- Познакомить детей с овалом;

  3.

С подгруппой детей поиграть игру «Беги ко мне». У детей карточки синего, желтого и зеленого цвета. Ко мне подбегает тот, у кого карточка зеленого цвета, такая же, как у меня и т.д.

Работа с родителями

- Повторить изученные цвета (зеленый и синий).

- Развивать слуховое внимание.

4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу

Д/и «Найди похожее». Развивать умение находить предметы похожие на овал.

«Летящие ленточки»

- Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

  «В гости к Машеньке и ее друзьям»

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

- Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

- Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.

- Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, размеру как к важным свойствам предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.

Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. Например, можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле.

«Пройди по дорожке»

Д/и «Найди то, что спрятано».

- Познакомить детей с цифрой «3», обозначающей число 3.

- Накапливать сенсорный опыт выделения овала.

Просить родителей закрепить изученный материал дома.

«Поймай солнышко» «Цветные шары»

«Раз, два, три – БЕГИ!»

- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания и убывания длины; закрепить умение пользоваться приемами приложения для сравнения длин предметов.

- Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера.

- Закрепить количественный и порядковый счет;

(длинные и короткие дорожки)

«Что изменилось

- Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством.

Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

  Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.

- Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы.

  «Третий лишний»

- - развивать мыслительные операции, внимание, речь.

Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3).

«Поздоровайся с гостями»

- Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами.

Игрушки разной величины (зайцы, медведи, корзинки)

- Закрепление изученного материала.

Д/и «Отгадай, кто это?»

Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3).

Д/и «Палочки в ряд».

Д/и «Стоп».

П/и «Раз, два, три – беги»

Тема

ЦЕЛИ

1.

2.

«Прямоугольник»

- Познакомить детей с «Прямоугольником».

Игры, беседы

- Учить детей строительству домиков по образцу.

«Веселые домики»

- Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

Д/и «Найди пару».

Работа с родителями

- собирать картинки по заданному образцу способом «накладывание».

- Развивать наблюдательность.

П/и «Будь внимателен».

«Построим дом для зайчика»

Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома.

- Учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем.

Д/и «Забор»

Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей.

- Упражнять в порядковом счете (1-3).

Рекомендовать родителям поиграть дома с детьми в дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры.

С помощью палочек предложить составить прямоугольник

- Продолжать учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры

Закреплять счётных умений и знание цифр 1-3.

Искать в группе предметы прямоугольной формы.

«Бегите ко мне»

- Развивать умение анализировать, сравнивать.

«Окна в домике»

( у детей в руках картинки с геометрическими фигурами)

- Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Д/и «Веселый счет».

 

- Учить детей запоминать расположение геометрических фигур.

Д/и «Что изменилось?».

- Развивать внимание.

Тема

ЦЕЛИ

1. «Орешки для белочки»

Игры, беседы

2. «Сделаем куклам бусы»

- Познакомить детей с понятиями «один», «много», «ни одного».

 

Работа с родителями

«один», «много»,

- Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

- Учить видеть один и много предметов. - учить понимать вопрос «сколько?» 

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

3.

«Шар»

4.

- Познакомить детей с контрастными цветами: черный и белый.

«День– Ночь»

- Познакомить детей с понятием «шар».

Д/и «Бусы для Кати»

Д/и «Найди по образцу»

Просить родителей закрепить изученную тему дома.

«ни одного» 

- Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «один», «много», «ни одного».

Предложить родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки, складывать из палочек геометрические фигуры, с помощью палочек закреплять понятия: «один», «много», «ни одного».

Развивать внимание, закрепить понятие «высокий», «низкий».

«Высокий – низкий - средний»

П/и «День – ночь»

- Дать детям представление о некоторых свойствах шара: устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов;

- Развитие внимания детей.

«Покажи, где много»

Просить родителей дома закрепить с детьми понятие «шар». Понадувать воздушные шары дома.

«Найди шар»

Игра малой подвижности «Карлики – великаны».

- Расширение кругозора.

Поиграть дома в игру «Найди, что скажу»

«Бегите ко мне»

Индивидуальное собеседование с родителями тех детей, которые плохо усваивают пройденный материал по математике. Индивидуальные рекомендации.

«Найди, что покажу»

- Учить обследовать модели фигур и тел осязательно-двигательным путем;

- Закреплять навыки сравнения по высоте.

 

- Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

- Продолжать развивать зрительную и слуховую память

(черные прямоугольники и белые прямоугольники, черные овалы и белые овалы и т.д).

Просить родителей закрепить изученный материал дома, путем игры «Карлики и великаны»

Д/и «Высокий – низкий»

Тема

ЦЕЛИ

1.

2.

«Куб»

- Познакомить детей с кубом.

Игры, беседы

- Учить строить башенку из кубиков.

- Продолжать    учить   детей сравнивать предметы по длине (накладывание) и находишь одинаковые /равные по   длине/,  приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине.

«Дорожки»

3.

Д/ и «Строим башню для принцессы»

Работа с родителями

- Развивать мелкие мышцы рук, стремление добиться успеха

«Золушка»

С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии.

- Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине

«Какая дорожка»

4.

- Учить детей сортировать предметы (фасоль, бобы, макаронные изделия, листики из бумаги, бусинки) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Д/и «Собери пирамидку»

«Найди предмет такой же формы».

- Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

- Продолжать закреплять порядковый счет от 1до 3.

Консультация для родителей «Математика - занимательная игра».

.

П/и «В гости в Белочке»

- Закреплять представление о том,   что    разные предметы    могут    иметь одну и ту   же   форму

Д/и «Подбери по цвету»

- учить группировать предметы по форме, по цвету.

- Закреплять понятия: «один», ни одного», «мало», «много».

«Накормим зайку»

«Собери фигуру»

Просить родителей поиграть с детьми в игру «Золушка».

«Мостик»

(пазлы)

- Выкладывать геометрические фигуры из палочек;

(На  ковре недостроенный мостик. На  каждого    ребенка по 4 л ленточки разного цвета, среди них 2 ленточки равные по     длине, третья короче на 4 см, а четвертая – длиннее.)

- Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

Провести консультацию с родителями на тему «Взаимосвязь занятий по математике с другими видами деятельности».

Д/и «Золушка»

- Развивать логическое мышление, внимание, память.

«Пересыпание ложкой».

 

- Учить совмещать предмет с его контурным изображением.

«Составь фигуру из палочек»

Тема

ЦЕЛИ

1.«Шумящие коробочки»

Игры, беседы

- Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

2.

Работа с родителями

«Магазин игрушек»

- Учить детей сюжетно-ролевой игре «Магазин»

Д/и «Найди пару»

3.

- Учить расставлять игрушки на полках: от маленького до большого.

- Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

«Магазин»

«Волшебный поднос»

4.

Просить родителей изготовить несколько коробочек и наполнять их различным содержательным материалом.

- Закреплять порядковый счет от 1 до 3-х.

Д/и «расставь по порядку»

- Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте. –

Просить родителей потренировать детей в расстановке предметов от большого до маленького, от маленького до самого большого.

«Цветные столбики»

- учить детей на ощупь определять предмет (геометрическая фигура, хорошо знакомая игрушка).

Д/и «Волшебный мешочек»

-Развивать воображение и любознательность.

- Развивать логическое мышление и внимание.

Д/и «Что изменилось?»

С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии.

- Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции).

Беседа с детьми о правилах игры в магазин.

На что стоит обратить внимание.

Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «математика»

- Развивать глазомер.

«Построй забор»

- Обучать выделять параметр величины предметов.

(палочки)

- Закреплять знание сенсорных эталонов.

«Закрой двери в домиках».

Д/и «Группировка палочек по цвету и размеру»

1.

2.

- Познакомить детей пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний».

«Вверх – вниз)

П/и «Карлики и великаны» , «Вниз – вверх» , «Найди домик», «Где спрятались котятки»

Познакомить детей пространственными обозначениями: «право», «лево», «правый», «левый», «справа, «слева».

Право – лево»

- Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «математика»

Д/и «На плоту».«Справа - слева»

П/и «Веселый мяч»

- Закреплять пространственные обозначения предметов в речи.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты».

- упражнять в счете до 3-х.

- Закреплять пространственные обозначения предметов в речи..

П/и «Жук» «Слушай команды»

- Развивать воображение и любознательность.

- Развивать воображение и любознательность.

«Найди, что попрошу»

Побеседовать с родителями о слабо закрепленных ребенком темах.

Подготовить памятки с играми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мазаева Лариса Борисовна

Дата: 03.01.2022

Номер свидетельства: 596770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Методические рекомендации для воспитателей по организации логико - математических игр "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vospitatieliei-po-orghanizatsii-loghiko-matiematichieskikh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "218943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433953652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства