Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.
Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.
Формирование при помощи традиционных и современных технологий, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию детей 1 младшей группы.»
МКДОУ д/с общеразвивающего вида № 13 «Солнышко»
Современные подходы к формированию элементарных
математических представлений и сенсорному развитию детей
1 младшей группы.
воспитатель Мазаева Л.Б.
п. Лежнево 2021
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Актуальность
«Расскажи – и я забуду,
покажи –и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.
Цель:
формирование, при помощи традиционных и современных технологий, сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Задачи:
Сформировать у детей эталонную систему.
Способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию.
Формировать у детей умение ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира.
Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Формировать у детей умение применять полученные знания на практике.
Является основой для интеллектуального развития
Является основой для развития воображения
Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности
Развивает наблюдательность
Готовит к реальной жизни
Влияет на развитие памяти
Сенсорное
развитие
Развивает внимание
Влияет на расширение словарного запаса ребенка
Игровая деятельность
конструирование
дидактические игры и упражнения
Средства сенсорного развития
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Уголок сенсорики
Тема
ЦЕЛИ
1.«Разноцветные шарики».
- Познакомить детей с понятие «зеленый цвет», рассмотреть предметы зеленого цвета, находящиеся в группе.
«Зеленый цвет»
2. «Назови геометрическую фигуру»
Игры, беседы
3.«Веселые дождинки»
- Познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг».
«Круг»
Работа с родителями
Игра: «Что где находится?»
- учить отличать
- развивать логическое мышление;
«Найди такой же».
«Собери яблочки»
Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» дома и поиграть в игру «Где зеленый цвет?»
- Познакомить детей со вторым основным цветом «синий».
- Учить детей узнавать и правильно называть изучаемую фигуру.
4.
«Найди пару»
Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» и плоскостной геометрической фигуры «круг».
- Учить устанавливать общее свойство группы предметов (цвет) и находить лишний предмет.
- Закреплять знания детей о зеленом цвете.
Д/и «Найди зеленые мячики».
Д/и «Собери в корзину»
- воспитывать внимание и наблюдательность
- Закрепить умение детей выделять одновременно два свойства предметов (форма и цвет).
«Накорми курочку горошком»
Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста».
С помощью счетных палочек собираем елочку.
(1группа–зеленые
- Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький»
Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов и число «1».
«Большой – маленький»
На прогулке предложить детям найти предметы похожие на цифру 1 (сучок, сломанная ветка…)
- Учить находить в окружающей обстановке предметы округлой формы, зеленого и синего цвета.
Разработать памятки для родителей по теме самообразования.
«Третий лишний»
Д/и «Волшебный мешочек»
«Красный цвет»
Игра малой подвижности «Займи свое место» (Тучки и полянки).
- Познакомить с цифрой 1, обозначающей число 1.
Д/и «Возьми столько же».
2группа-синие)
Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифру 1 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)
Д/и «Сделай круг из лент и шнурков»
- Учить детей выделять делить предметы на две группы: большие и маленькие.
«Выбери шарик нужного цвета»
«Воздушный шарик»
- Познакомить детей с красным цветом.
Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях.
«Найди и покажи» (карточка с изображениями мячей разного размера)
«Сколько игрушек»
Игра малой подвижности «Карлики – великаны».
«Собери яблочки»
Перспективный план
Тема
ЦЕЛИ
1.
«Квадрат»
- Познакомить детей со второй геометрической фигурой «Квадрат»
2.
Игры, беседы
- Закрепление раннее изученного материала.
- Научить с помощью счетных полочек складывать данную плоскостную геометрическую фигуру.
«Сортировка»
Работа с родителями
3.
«Веселый счет»
- Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.
«Найди предмет такой же формы».
Рекомендовать родителям обращать внимание детей на форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество. (Круглый, квадратный, зеленый, синий, один, два).
«Длинный - короткий»
Предложить некоторым детям карточки с нарисованными предметами, посчитать их и выложить рядом такое же количество предметов.
- Познакомить детей с понятиями «длинный – короткий».
4.
- Познакомить детей с отличиями «квадрата» и «круга».
Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки.
«Треугольник»
- Познакомить детей с треугольником.
- Учить использовать в речи словами «длиннее», «короче».
- Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры
«Найди предмет такого же цвета».
Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры 1, 2 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.)
- Развивать умение обобщать объекты по двум признакам.
«Длинный - короткий».
«Подбери по форме»
- Познакомить детей с цифрой «2», обозначающей число 2.
Поиграть дома с ребенком в игру «Найди, что спрятала» и просить назвать форму, цвет, размер найденного предмета.
Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.
- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины.
Предложить родителям дома вместе с ребенком выложить цифры 1 и 2 из веревочки или вылепить из пластилина или теста.Рекомендовать родителям учить детей находить парные предметы в окружающем мире.
«Дорожки»
Д/и «Игра с палочками»
«Найди предмет такого размера»
Д/и «Магазин» учить детей находить предметы определенной формы с использованием геометрических фигур – образцов.
- закрепить порядковый счет до 2-х.
«Чемоданчик»
- Накапливать сенсорный опыт выделения плоскостных геометрических фигур.
Просить родителей закрепить изученный материал дома.
Посоветовать дома выполнять задания на сравнение.
- Учить сравнивать предметы по длине.
Д/и «Найди похожее».
Д/и «Возьми столько же».
«Разноцветные ленточки»
- развивать восприятие и мышление.
- Способствовать развитию глазом
«Найди, что спрятано»
На прогулке предложить детям посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки, 2 варежки, 2 сапога и т.д.
- Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.
«Найди, что спрятала»
- Продолжать закреплять знание цветов: зеленый и синий.
- Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов
«Найди по образцу»
Тема
ЦЕЛИ
1.
Игры, беседы
«Цвет солнца»
- Познакомить детей с желтым цветом.
2. «Овал»
- Познакомить детей с овалом;
3.
С подгруппой детей поиграть игру «Беги ко мне». У детей карточки синего, желтого и зеленого цвета. Ко мне подбегает тот, у кого карточка зеленого цвета, такая же, как у меня и т.д.
Работа с родителями
- Повторить изученные цвета (зеленый и синий).
- Развивать слуховое внимание.
4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу
Д/и «Найди похожее». Развивать умение находить предметы похожие на овал.
«Летящие ленточки»
- Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.
«В гости к Машеньке и ее друзьям»
Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.
- Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, размеру как к важным свойствам предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.
Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. Например, можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле.
«Пройди по дорожке»
Д/и «Найди то, что спрятано».
- Познакомить детей с цифрой «3», обозначающей число 3.
- Накапливать сенсорный опыт выделения овала.
Просить родителей закрепить изученный материал дома.
«Поймай солнышко» «Цветные шары»
«Раз, два, три – БЕГИ!»
- Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания и убывания длины; закрепить умение пользоваться приемами приложения для сравнения длин предметов.
- Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера.
- Закрепить количественный и порядковый счет;
(длинные и короткие дорожки)
«Что изменилось
- Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством.
Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.
Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома.
- Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы.
- собирать картинки по заданному образцу способом «накладывание».
- Развивать наблюдательность.
П/и «Будь внимателен».
«Построим дом для зайчика»
Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома.
- Учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем.
Д/и «Забор»
Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей.
- Упражнять в порядковом счете (1-3).
Рекомендовать родителям поиграть дома с детьми в дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры.
С помощью палочек предложить составить прямоугольник
- Продолжать учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры
Закреплять счётных умений и знание цифр 1-3.
Искать в группе предметы прямоугольной формы.
«Бегите ко мне»
- Развивать умение анализировать, сравнивать.
«Окна в домике»
( у детей в руках картинки с геометрическими фигурами)
- Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Д/и «Веселый счет».
- Учить детей запоминать расположение геометрических фигур.
Д/и «Что изменилось?».
- Развивать внимание.
Тема
ЦЕЛИ
1. «Орешки для белочки»
Игры, беседы
2. «Сделаем куклам бусы»
- Познакомить детей с понятиями «один», «много», «ни одного».
Работа с родителями
«один», «много»,
- Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
- Учить видеть один и много предметов. - учить понимать вопрос «сколько?»
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.
3.
«Шар»
4.
- Познакомить детей с контрастными цветами: черный и белый.
«День– Ночь»
- Познакомить детей с понятием «шар».
Д/и «Бусы для Кати»
Д/и «Найди по образцу»
Просить родителей закрепить изученную тему дома.
«ни одного»
- Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «один», «много», «ни одного».
Предложить родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки, складывать из палочек геометрические фигуры, с помощью палочек закреплять понятия: «один», «много», «ни одного».
Развивать внимание, закрепить понятие «высокий», «низкий».
«Высокий – низкий - средний»
П/и «День – ночь»
- Дать детям представление о некоторых свойствах шара: устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов;
- Развитие внимания детей.
«Покажи, где много»
Просить родителей дома закрепить с детьми понятие «шар». Понадувать воздушные шары дома.
«Найди шар»
Игра малой подвижности «Карлики – великаны».
- Расширение кругозора.
Поиграть дома в игру «Найди, что скажу»
«Бегите ко мне»
Индивидуальное собеседование с родителями тех детей, которые плохо усваивают пройденный материал по математике. Индивидуальные рекомендации.
«Найди, что покажу»
- Учить обследовать модели фигур и тел осязательно-двигательным путем;
- Продолжать развивать зрительную и слуховую память
(черные прямоугольники и белые прямоугольники, черные овалы и белые овалы и т.д).
Просить родителей закрепить изученный материал дома, путем игры «Карлики и великаны»
Д/и «Высокий – низкий»
Тема
ЦЕЛИ
1.
2.
«Куб»
- Познакомить детей с кубом.
Игры, беседы
- Учить строить башенку из кубиков.
- Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине (накладывание) и находишь одинаковые /равные по длине/, приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине.
«Дорожки»
3.
Д/ и «Строим башню для принцессы»
Работа с родителями
- Развивать мелкие мышцы рук, стремление добиться успеха
«Золушка»
С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии.
- Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине
«Какая дорожка»
4.
- Учить детей сортировать предметы (фасоль, бобы, макаронные изделия, листики из бумаги, бусинки) по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Консультация для родителей «Математика - занимательная игра».
.
П/и «В гости в Белочке»
- Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму
Д/и «Подбери по цвету»
- учить группировать предметы по форме, по цвету.
- Закреплять понятия: «один», ни одного», «мало», «много».
«Накормим зайку»
«Собери фигуру»
Просить родителей поиграть с детьми в игру «Золушка».
«Мостик»
(пазлы)
- Выкладывать геометрические фигуры из палочек;
(На ковре недостроенный мостик. На каждого ребенка по 4 л ленточки разного цвета, среди них 2 ленточки равные по длине, третья короче на 4 см, а четвертая – длиннее.)