kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64. Закона об образовании РФ, 2012). •Ст. 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. • Дошкольная образовательная организация – институт социализации (ФГОС ДО). Главные критерии ФГОС ДО: социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе. Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды ДОУ (ФГОС ДО)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Социально- коммуникативное развитие детей  дошкольного возраста  в контексте ФГОС ДО    Бех Л.В.- старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.п.н.

Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО Бех Л.В.- старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.п.н.

Актуальность

Актуальность

  • Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста ( статья 64. Закона об образовании РФ, 2012) .
  • Ст . 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
  •   Дошкольная образовательная организация – институт социализации (ФГОС ДО).
  • Главные критерии ФГОС ДО:
  • социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.
  • Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды ДОУ (ФГОС ДО)
Проблемы педагогов

Проблемы педагогов

  • Отбор содержания образовательного взаимодействия в контексте аксиологического подхода ( разработка нового содержания, ориентированного на отражение общечеловеческих ценностей . Д.И. Фельдштейн )
  • Преобладание дидактико-ориентированной составляющей в системе совместной образовательной деятельности, снижающей значимость ведущего вида детской деятельности-игры.
  • Отсутствие системы работы, основанной на включении региональной этнокультуры делает содержание работы с детьми отстраненным от конкретных ценностей ближайшего окружения, нарушает принцип доступности и близости информации социальному опыту ребенка
  • Недостаточный уровень коммуникативной компетентности педагогов
воспитание - деятельность , направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Статья 2.,п.2. 273 Закон «Об образовании в РФ»  обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Статья 2.,п.3 273 Закон «Об образовании в РФ»
  • воспитание - деятельность , направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Статья 2.,п.2. 273 Закон «Об образовании в РФ»
  • обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Статья 2.,п.3 273 Закон «Об образовании в РФ»

гуманистический характер образования , приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Статья 3.,п.3 273 Закон «Об образовании в РФ»

http://aida.ucoz.ru

30.09.21

Социально – коммуникативное развитие дошкольника  направлено на решение следующих задач: ФГОС ДО.п.2.6.  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;  3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;  5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  6.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач: ФГОС ДО.п.2.6.

  • 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; 3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 6.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Научный аспект социально-коммуникативного развития « Социализация»  - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р.С.Буре) -процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А.В. Мудрик); -«вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б.Д. Парыгин). 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Научный аспект социально-коммуникативного развития

  • « Социализация»
  • - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р.С.Буре)
  • -процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А.В. Мудрик);
  • -«вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б.Д. Парыгин).

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Позитивная социализация Следует рассматривать как: Умение взаимодействовать с окружающими людьми Достигать общих интересов Выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Позитивная социализация

  • Следует рассматривать как:
  • Умение взаимодействовать с окружающими людьми
  • Достигать общих интересов
  • Выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Социальное воспитание - целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми, способствующий освоению ими социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и культуротворчества (Коломийченко Л.В.)

Социальное воспитание -

целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми, способствующий освоению ими социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и культуротворчества (Коломийченко Л.В.)

Социально-коммуникативное развитие -

Социально-коммуникативное развитие -

  • процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности (Коломийченко Л.В.)
«Социальный интеллект» «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» (Э. Торндайк в 1920 г.) Социальный интеллект - это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни. 3 Социальный интеллект - это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.(Д.В. Ушаков)   30.09.21 http://aida.ucoz.ru

«Социальный интеллект»

  • «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» (Э. Торндайк в 1920 г.)
  • Социальный интеллект - это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.
  • 3 Социальный интеллект - это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.(Д.В. Ушаков)
  •  

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Эмоциона́льный интелле́кт   ( англ.   emotional intelligence, EI ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, « является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным » С. (Дж. Стейн и Говарда Бук)  30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Эмоциона́льный интелле́кт

  •   ( англ.   emotional intelligence, EI ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
  • Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, « является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным » С. (Дж. Стейн и Говарда Бук)

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (модель способностей)

  • Понимание эмоций  — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  • Управление эмоциями  — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе
  • Восприятие эмоций  — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  • Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе  креативность , используя эмоции как фактор мотивации.
  • своего поведения.

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Смешанная модель   Самопознание  — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности. Саморегуляция  — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Эмпатия  — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Мотивация  — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения .  30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Смешанная модель

  • Самопознание  — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  • Саморегуляция  — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  • Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
  • Эмпатия  — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  • Мотивация  — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения .

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Психолого-педагогический аспект Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова). В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды , мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс). Основными механизмами и факторами социализации личности , по мнению А.В. Мудрика, являются: различные социальные институты, ближайшее окружение, субкультура детства и межличностное взаимодействие личности По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д.И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса . Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Психолого-педагогический аспект

  • Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова).
  • В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды , мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс).
  • Основными механизмами и факторами социализации личности , по мнению А.В. Мудрика, являются:
  • различные социальные институты, ближайшее окружение, субкультура детства и межличностное взаимодействие личности
  • По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д.И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса . Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям  бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории гуманного – к людям, природе, окружающему миру. 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Главной целью социализации

  • является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры:
  • толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям
  • бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории
  • гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков , но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Задача современного дошкольного

  • образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков , но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Направления социально-коммуникативного развития (ФГОС) присвоение  норм и ценностей  социальной культуры  развитие   развитие  общения и  взаимодействия  социального  и эмоционального  интеллекта  эмпатии становление личностных  качеств

Направления социально-коммуникативного развития (ФГОС)

присвоение

норм и ценностей

социальной культуры

развитие

развитие

общения и

взаимодействия

социального

и эмоционального

интеллекта

эмпатии

становление

личностных

качеств

Пути социально-коммуникативного развития 2 3 1 Индивидуализация (становление универсальных социальных способностей в процессе обособления) Культуротворчество (развитие креативных способностей в процессе создания новых артефактов социальной культуры Социализация (адаптация идивида в обществе посредством приобщения  к социальной культуре)

Пути социально-коммуникативного развития

2

3

1

Индивидуализация (становление универсальных социальных способностей в процессе обособления)

Культуротворчество (развитие креативных способностей в процессе создания новых артефактов социальной культуры

Социализация (адаптация идивида в обществе посредством приобщения

к социальной культуре)

Механизмы социально-коммуникативного развития Ориентация социальные:  перцепция  предвосхищение  эмоции Исполнение  подражание  нормативная регуляция  эмоциональная идентификация  социальный опыт Контроль

Механизмы социально-коммуникативного развития

Ориентация

социальные:

  • перцепция
  • предвосхищение
  • эмоции

Исполнение

  • подражание
  • нормативная регуляция
  • эмоциональная идентификация
  • социальный опыт

Контроль

  • рефлексия
  • оценка
  • прогнозирование
Факторы социально-коммуникативного развития предметная, пространст-венная и социальная среда активность индивида, стремление к самосовершенствованию генетически заданные характеристики (наследственность) целенаправленное воспитание

Факторы социально-коммуникативного развития

предметная, пространст-венная и социальная среда

активность индивида, стремление к самосовершенствованию

генетически заданные характеристики

(наследственность)

целенаправленное воспитание

Основные закономерности социального воспитания  Компоненты педагогического процесса Эффективность социального воспитания предопределяется: Программно-целевой

Основные закономерности социального воспитания

Компоненты

педагогического

процесса

Эффективность социального

воспитания предопределяется:

Программно-целевой

  • сбалансированностью ценностей социальной культуры на мировом, государственном, институциональном уровне;
  • соответствием содержания возрастным идентификационным основаниям;
  • соотнесенностью содержания разных видов социальной культуры с возрастными интересами, возможностями и потребностями детей
Основные закономерности социального воспитания Компоненты педагогического процесса Эффективность социального воспитания предопределяется: Технологический

Основные закономерности социального воспитания

Компоненты

педагогического

процесса

Эффективность социального

воспитания предопределяется:

Технологический

  • соответствием используемых средств, форм и методов особенностям развития детей с учетом возраста, пола, национальности и др.;
  • оптимизацией воспитательных возможностей различных субъектов педагогического процесса;
  • поэтапностью работы с детьми в процессе приобщения к ценностям социальной культуры их интериоризации и культуротворчества
Основные закономерности социального воспитания  Компоненты педагогического процесса Эффективность социального воспитания предопределяется: Контрольно-оценочный

Основные закономерности социального воспитания

Компоненты

педагогического

процесса

Эффективность социального

воспитания предопределяется:

Контрольно-оценочный

  • своевременной и качественной диагностикой его результатов;
  • определенностью основных параметров, подбором адекватных диагностических методик по изучению разных сфер социального развития;
  • соотнесенностью основных достижений в рамках одного возрастного периода
Основные принципы социального воспитания  Компоненты педагогического процесса Основополагающие идеи социального воспитания предопределяется: Программно-целевой доступности разных видов социальной культуры; последовательности и концентричности в построении содержания; интеграции разных видов социальной культуры; системности; регионализма; культуросообразности; « диалога культур »  Технологический субъектности; диалогичности; активности и самоактуализации; учета половых и национальных особенностей детей; индивидуальной комфортности; признания человеческой сущности в ребенке как высшей социокультурной ценности Контрольно-оценочный психологической комфортности; профессиональной и социокультурной компетентности диагностов; объективной определенности основных параметров социального развития; максимального учета всех социокультурных влияний

Основные принципы социального воспитания

Компоненты

педагогического

процесса

Основополагающие идеи социального

воспитания предопределяется:

Программно-целевой

доступности разных видов социальной культуры; последовательности и концентричности в построении содержания; интеграции разных видов социальной культуры;

системности; регионализма; культуросообразности;

« диалога культур »

Технологический

субъектности; диалогичности; активности и самоактуализации; учета половых и национальных особенностей детей; индивидуальной комфортности; признания человеческой сущности в ребенке как высшей социокультурной ценности

Контрольно-оценочный

психологической комфортности; профессиональной и социокультурной компетентности диагностов; объективной определенности основных параметров социального развития;

максимального учета всех социокультурных влияний

Цель социально-коммуникативного воспитания - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений:

Цель социально-коммуникативного воспитания -

формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений:

  • гуманного- к людям
  • бережного –к культурному наследию
  • уважительного – к достояниям истории
  • толерантного –ко всему «иному» в человеке
Гендерная Народная Правовая Социальная культура Нравственно- этическая Религиозная Семейно- бытовая Содержание социально-коммуникативного воспитания -  овладение разными видами социальной культуры

Гендерная

Народная

Правовая

Социальная

культура

Нравственно-

этическая

Религиозная

Семейно-

бытовая

Содержание социально-коммуникативного воспитания -

овладение разными видами социальной культуры

Генезис социокультурной идентификации в период дошкольного детства Разновидности идентификации Основания социокультурной идентификации Видовая (от рождения до года опосредованная взрослым) Родовая Сензитивные периоды Принадлежность к социуму ( « Я – человек » ) Принадлежность к семье ( « Я – член семьи » ) Половая Перинатальный период и младенческий возраст (от рождения до 1 года) Виды социальной культуры Нравственно-этическая, семейно-бытовая, народная Ранний возраст (1-3 года) Половая принадлежность ( « Я – мальчик, я – девочка » ) Национальная Младший дошкольный возраст (3-4 года) Национальная принадлежность ( « Я – русский » (еврей, татарин) Гражданская + гендерная культура Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Этническая принадлежность ( « Я – россиянин, гражданин России » (француз, американец) + национальная культура Старший дошкольный возраст (5-6 лет) + этническая культура + правовая культура

Генезис социокультурной идентификации в период дошкольного детства

Разновидности идентификации

Основания социокультурной

идентификации

Видовая (от рождения до года опосредованная взрослым)

Родовая

Сензитивные

периоды

Принадлежность к социуму

( « Я человек » )

Принадлежность

к семье ( « Я член семьи » )

Половая

Перинатальный период и младенческий возраст (от рождения

до 1 года)

Виды социальной культуры

Нравственно-этическая, семейно-бытовая, народная

Ранний возраст

(1-3 года)

Половая принадлежность

( « Я мальчик, я девочка » )

Национальная

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Национальная принадлежность

( « Я русский » (еврей, татарин)

Гражданская

+ гендерная культура

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Этническая принадлежность

( « Я россиянин, гражданин России » (француз, американец)

+ национальная культура

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

+ этническая

культура

+ правовая

культура

Программы социально-коммуникативного воспитания (дополнительные)  «Открой себя» (Е.В.Рылеева), «Я — человек» (С.А.Козлова), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева),  «Я, ты, мы» (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), «Дошкольник и экономика» (А.Д.Шатова), «Родник» (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.), «Моральное воспитание» (С.Якобсон и др.). «Дорогою добра» ( 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Программы социально-коммуникативного воспитания (дополнительные)

  • «Открой себя» (Е.В.Рылеева),
  • «Я — человек» (С.А.Козлова),
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева),
  • «Я, ты, мы» (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), «Дошкольник и экономика» (А.Д.Шатова), «Родник» (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.),
  • «Моральное воспитание» (С.Якобсон и др.).
  • «Дорогою добра» (

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Технология социального воспитания совокупность алгоритмически выстроенной системы средств, методов и форм организации взаимодействия педагогов с детьми Add Your Title dd Your Title Y Приобщение к разным видам социальной культуры Интериоризация социокультурных ценностей в разных видах деятельности Создание новых артефактов социальной культуры в творческой деятельности

Технология социального воспитания

совокупность алгоритмически выстроенной системы средств, методов и форм организации взаимодействия педагогов с детьми

Add Your Title

dd Your Title

Y

Приобщение к разным видам социальной культуры

Интериоризация социокультурных ценностей в разных видах деятельности

Создание новых артефактов социальной культуры в творческой деятельности

Технологии социально-коммуникативного воспитания детей Игровая технология в системе педагогических технологий Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые. Догматические, репродуктивные. Объяснительно-иллюстративные. Развивающее обучение. Проблемные, поисковые. Программированное обучение. Диалогические. Творческие. Саморазвивающее обучение. Информационные (компьютерные)   30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Технологии социально-коммуникативного воспитания детей

  • Игровая технология в системе педагогических технологий
  • Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
  • Игровые.
  • Догматические, репродуктивные.
  • Объяснительно-иллюстративные.
  • Развивающее обучение.
  • Проблемные, поисковые.
  • Программированное обучение.
  • Диалогические.
  • Творческие.
  • Саморазвивающее обучение.
  • Информационные (компьютерные) 

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Результат социального воспитания Когнитивная сфера Уровень социально-коммуникативного развития Эмоционально- чувственная сфера Поведенческая сфера

Результат социального воспитания

Когнитивная сфера

Уровень социально-коммуникативного развития

Эмоционально-

чувственная сфера

Поведенческая сфера

Основные параметры  социально-коммуникативного развития Показатели  Критерии оценки  Когнитивная сфера: знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления – понятия) Объем и глубина усвоенной по программе информации, способность к аргументированию, осознанность знаний Эмоционально-чувственная сфера: интерес к изучаемому материалу, к общению с людьми разного возраста, пола, национальности, эмпатийные переживания, проявления социальных эмоций, отношений Устойчивость или нестабильность, ситуативность проявления интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений Поведенческая сфера: конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности Устойчивость поведенческих реакций, самостоятельность, инициированность их проявлений

Основные параметры социально-коммуникативного развития

Показатели

Критерии оценки

Когнитивная сфера: знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления понятия)

Объем и глубина усвоенной по программе информации, способность к аргументированию, осознанность знаний

Эмоционально-чувственная сфера: интерес к изучаемому материалу, к общению с людьми разного возраста, пола, национальности, эмпатийные переживания, проявления социальных эмоций, отношений

Устойчивость или нестабильность, ситуативность проявления интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений

Поведенческая сфера: конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности

Устойчивость поведенческих реакций, самостоятельность, инициированность их проявлений

Научный подход В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные , социально-культурные, социально-психологические. 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Научный подход

  • В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные ,
  • социально-культурные,
  • социально-психологические.

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

1. Естественно-культурные

Социально-культурные

достижение определённого уровня физического и гендерного развития. Усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности : самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность .

Социально-психологические

познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.

Обеспечить  развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям

Становление сознания личности ребёнка. Самосознание -д остижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми . Формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть учиться  обдумывать свои действия, планировать деятельность

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Мониторинг содержания социально-коммуникативного развития в контексте ФГОС ДО Целевые ориентиры ФГОС ДО (п.2.6) Задачи по реализуемой программе (в соответствие с возрастом) усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Программа выписать развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; Методическое обеспечение Федерального уровня Регионального уровня Локального уровня Становление самостоятельности……. Конспекты, сценарии 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Мониторинг содержания социально-коммуникативного развития в контексте ФГОС ДО

Целевые ориентиры

ФГОС ДО (п.2.6)

Задачи по реализуемой программе (в соответствие с возрастом)

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Программа

выписать

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Методическое обеспечение

Федерального уровня

Регионального уровня

Локального уровня

Становление самостоятельности…….

Конспекты, сценарии

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Деятельность как философское понятие Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему мира, содержание которого составляет целесообразные изменения и преобразования этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Деятельность как философское понятие

  • Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему мира, содержание которого составляет целесообразные изменения и преобразования этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Деятельность как психологическое понятие Специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Деятельность как психологическое понятие

  • Специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Признаки деятельности Целенаправленность Преобразующий характер Структурность Предметность (А.Н.Леонтьев) 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Признаки деятельности

  • Целенаправленность
  • Преобразующий характер
  • Структурность
  • Предметность (А.Н.Леонтьев)

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)

  • Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)

Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)

  • То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации
«Ведущая деятельность»

«Ведущая деятельность»

  • «Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании

Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании

  • В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
Структура деятельности (А.Н.Леонтьев) Предмет Цель Условия Действия Вид деятельности Операции 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Структура деятельности (А.Н.Леонтьев)

Предмет

Цель

Условия

Действия

Вид деятельности

Операции

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Деятельность   Мотив _ Цель_ Содер.__Ср__Сп__Результат  Познавательный аспект Деятельностный Аксиологический Личностно-творческий 30.09.21 http://aida.ucoz.ru

Деятельность

  • Мотив _ Цель_ Содер.__Ср__Сп__Результат
  • Познавательный аспект
  • Деятельностный
  • Аксиологический
  • Личностно-творческий

30.09.21

http://aida.ucoz.ru

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода

  • Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода

Суть образования с точки зрения деятельностного подхода

  • Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»    Джон Дьюи

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Автор: Землянская Юлия Вячеславовна

Дата: 30.09.2021

Номер свидетельства: 587854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsialno_kommunikativnoe_razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_kontekste_trebov"
    ["file_id"] => string(6) "578453"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618744050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства