Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
•Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64. Закона об образовании РФ, 2012). •Ст. 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. • Дошкольная образовательная организация – институт социализации (ФГОС ДО). • Главные критерии ФГОС ДО: •социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе. •Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды ДОУ (ФГОС ДО)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Социально- коммуникативное развитие детейдошкольного возрастав контексте ФГОС ДОБех Л.В.- старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.п.н.
Актуальность
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64. Закона об образовании РФ, 2012).
Ст . 12 и 13 Закона «Об образовании в РФ» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Дошкольная образовательная организация – институт социализации (ФГОС ДО).
Главные критерии ФГОС ДО:
социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.
Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды ДОУ (ФГОС ДО)
Проблемы педагогов
Отбор содержания образовательного взаимодействия в контексте аксиологического подхода (разработка нового содержания, ориентированного на отражение общечеловеческих ценностей.Д.И. Фельдштейн)
Преобладание дидактико-ориентированной составляющей в системе совместной образовательной деятельности, снижающей значимость ведущего вида детской деятельности-игры.
Отсутствие системы работы, основанной на включении региональной этнокультуры делает содержание работы с детьми отстраненным от конкретных ценностей ближайшего окружения, нарушает принцип доступности и близости информации социальному опыту ребенка
Недостаточный уровень коммуникативной компетентности педагогов
воспитание - деятельность , направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Статья 2.,п.2. 273 Закон «Об образовании в РФ»
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Статья 2.,п.3 273 Закон «Об образовании в РФ»
гуманистический характер образования , приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Статья 3.,п.3 273 Закон «Об образовании в РФ»
http://aida.ucoz.ru
30.09.21
Социально – коммуникативное развитие дошкольниканаправлено на решение следующих задач: ФГОС ДО.п.2.6.
1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;6.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Научный аспект социально-коммуникативного развития
«Социализация»
- процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р.С.Буре)
-процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А.В. Мудрик);
-«вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б.Д. Парыгин).
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Позитивная социализация
Следует рассматривать как:
Умение взаимодействовать с окружающими людьми
Достигать общих интересов
Выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Социальное воспитание -
целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми, способствующий освоению ими социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и культуротворчества (Коломийченко Л.В.)
Социально-коммуникативное развитие -
процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности (Коломийченко Л.В.)
«Социальный интеллект»
«способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» (Э. Торндайк в 1920 г.)
Социальный интеллект - это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.
3 Социальный интеллект - это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.(Д.В. Ушаков)
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Эмоциона́льный интелле́кт
( англ. emotional intelligence, EI ) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, « является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным » С. (Дж. Стейн и Говарда Бук)
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (модель способностей)
Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе
Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации.
своего поведения.
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Смешанная модель
Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения .
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Психолого-педагогический аспект
Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, какадаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация(И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова).
В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена какпроцесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды, мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс).
Основными механизмами и факторами социализации личности, по мнению А.В. Мудрика, являются:
различные социальные институты, ближайшее окружение, субкультура детства и межличностное взаимодействие личности
По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в«событийной сообщности».Но при этом, как отмечал Д.И. Фельдштейн,активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса. Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Главной целью социализации
является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры:
толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям
бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории
гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Задача современного дошкольного
образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков , но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Направления социально-коммуникативного развития (ФГОС)
присвоение
норм и ценностей
социальной культуры
развитие
развитие
общения и
взаимодействия
социального
и эмоционального
интеллекта
эмпатии
становление
личностных
качеств
Пути социально-коммуникативного развития
2
3
1
Индивидуализация (становление универсальных социальных способностей в процессе обособления)
Культуротворчество (развитие креативных способностей в процессе создания новых артефактов социальной культуры
Социализация (адаптация идивида в обществе посредством приобщения
к социальной культуре)
Механизмы социально-коммуникативного развития
Ориентация
социальные:
перцепция
предвосхищение
эмоции
Исполнение
подражание
нормативная регуляция
эмоциональная идентификация
социальный опыт
Контроль
рефлексия
оценка
прогнозирование
Факторы социально-коммуникативного развития
предметная, пространст-венная и социальная среда
активность индивида, стремление к самосовершенствованию
генетически заданные характеристики
(наследственность)
целенаправленное воспитание
Основные закономерности социального воспитания
Компоненты
педагогического
процесса
Эффективность социального
воспитания предопределяется:
Программно-целевой
сбалансированностью ценностей социальной культуры на мировом, государственном, институциональном уровне;
соответствием содержания возрастным идентификационным основаниям;
соотнесенностью содержания разных видов социальной культуры с возрастными интересами, возможностями и потребностями детей
Основные закономерности социального воспитания
Компоненты
педагогического
процесса
Эффективность социального
воспитания предопределяется:
Технологический
соответствием используемых средств, форм и методов особенностям развития детей с учетом возраста, пола, национальности и др.;
оптимизацией воспитательных возможностей различных субъектов педагогического процесса;
поэтапностью работы с детьми в процессе приобщения к ценностям социальной культуры их интериоризации и культуротворчества
Основные закономерности социального воспитания
Компоненты
педагогического
процесса
Эффективность социального
воспитания предопределяется:
Контрольно-оценочный
своевременной и качественной диагностикой его результатов;
определенностью основных параметров, подбором адекватных диагностических методик по изучению разных сфер социального развития;
соотнесенностью основных достижений в рамках одного возрастного периода
Основные принципы социального воспитания
Компоненты
педагогического
процесса
Основополагающие идеи социального
воспитания предопределяется:
Программно-целевой
доступности разных видов социальной культуры; последовательности и концентричности в построении содержания; интеграции разных видов социальной культуры;
системности; регионализма; культуросообразности;
«диалога культур»
Технологический
субъектности; диалогичности; активности и самоактуализации; учета половых и национальных особенностей детей; индивидуальной комфортности; признания человеческой сущности в ребенке как высшей социокультурной ценности
Контрольно-оценочный
психологической комфортности; профессиональной и социокультурной компетентности диагностов; объективной определенности основных параметров социального развития;
максимального учета всех социокультурных влияний
Цель социально-коммуникативного воспитания -
формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений:
гуманного- к людям
бережного –к культурному наследию
уважительного – к достояниям истории
толерантного –ко всему «иному» в человеке
Гендерная
Народная
Правовая
Социальная
культура
Нравственно-
этическая
Религиозная
Семейно-
бытовая
Содержание социально-коммуникативного воспитания -
овладение разными видами социальной культуры
Генезис социокультурной идентификации в период дошкольного детства
Разновидности идентификации
Основания социокультурной
идентификации
Видовая (от рождения до года опосредованная взрослым)
Родовая
Сензитивные
периоды
Принадлежность к социуму
(«Я–человек»)
Принадлежность
к семье («Я–член семьи»)
Половая
Перинатальный период и младенческий возраст (от рождения
Программы социально-коммуникативного воспитания (дополнительные)
«Открой себя» (Е.В.Рылеева),
«Я — человек» (С.А.Козлова),
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева),
«Я, ты, мы» (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), «Дошкольник и экономика» (А.Д.Шатова), «Родник» (О.П.Гаврилушкина, Л.Б.Баряева и др.),
«Моральное воспитание» (С.Якобсон и др.).
«Дорогою добра» (
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Технология социального воспитания
совокупность алгоритмически выстроенной системы средств, методов и форм организации взаимодействия педагогов с детьми
Add Your Title
dd Your Title
Y
Приобщение к разным видам социальной культуры
Интериоризация социокультурных ценностей в разных видах деятельности
Создание новых артефактов социальной культуры в творческой деятельности
Технологии социально-коммуникативного воспитания детей
Игровая технология в системе педагогических технологий
Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
Игровые.
Догматические, репродуктивные.
Объяснительно-иллюстративные.
Развивающее обучение.
Проблемные, поисковые.
Программированное обучение.
Диалогические.
Творческие.
Саморазвивающее обучение.
Информационные (компьютерные)
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Результат социального воспитания
Когнитивная сфера
Уровень социально-коммуникативного развития
Эмоционально-
чувственная сфера
Поведенческая сфера
Основные параметрысоциально-коммуникативного развития
Показатели
Критерии оценки
Когнитивная сфера:знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления–понятия)
Объем и глубина усвоенной по программе информации, способность к аргументированию, осознанность знаний
Эмоционально-чувственная сфера:интерес к изучаемому материалу, к общению с людьми разного возраста, пола, национальности, эмпатийные переживания, проявления социальных эмоций, отношений
Устойчивость или нестабильность, ситуативность проявления интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений
Поведенческая сфера:конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности
Устойчивость поведенческих реакций, самостоятельность, инициированность их проявлений
Научный подход
В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные ,
социально-культурные,
социально-психологические.
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
1.Естественно-культурные
Социально-культурные
достижение определённого уровня физического и гендерного развития. Усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности : самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность .
Социально-психологические
познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
Обеспечить развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям
Становление сознания личности ребёнка. Самосознание -д остижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми . Формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Мониторинг содержания социально-коммуникативного развития в контексте ФГОС ДО
Целевые ориентиры
ФГОС ДО (п.2.6)
Задачи по реализуемой программе (в соответствие с возрастом)
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Программа
выписать
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Методическое обеспечение
Федерального уровня
Регионального уровня
Локального уровня
Становление самостоятельности…….
Конспекты, сценарии
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Деятельность как философское понятие
Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему мира, содержание которого составляет целесообразные изменения и преобразования этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Деятельность как психологическое понятие
Специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Признаки деятельности
Целенаправленность
Преобразующий характер
Структурность
Предметность (А.Н.Леонтьев)
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)
Основная идеядеятельностного подхода в дошкольном образованиисвязана не с самой деятельностью как таковой, ас деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)
То естьв процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождаетсяне объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, аЧеловек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации
«Ведущая деятельность»
«Ведущая деятельность» -деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании
В самой общей форме деятельностный подход означаеторганизацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенкав общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
Структура деятельности (А.Н.Леонтьев)
Предмет
Цель
Условия
Действия
Вид деятельности
Операции
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Деятельность
Мотив _ Цель_ Содер.__Ср__Сп__Результат
Познавательный аспект
Деятельностный
Аксиологический
Личностно-творческий
30.09.21
http://aida.ucoz.ru
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода
Суть образования с точки зрения деятельностного подходазаключаетсяв том, что вцентре внимания стоитне просто деятельность, асовместная деятельность детей и взрослыхпо реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода
Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельностии составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи