Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Еще С. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.»
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Выполнила
Бритвенко Ольга Петровна
Актуальность определяется огромной ролью, которую играет народный фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки) в развитии коммуникативных и художественных умений ребенка в интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Познание». Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Цель исследования : развивать устную речь детей, формировать чувства любви к художественному слову посредством малых форм фольклора.Объект исследования– процесс речевого развития детей старшего дошкольного возрастаПредмет исследовани я – малые формы фольклора как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследованияПроанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детейРазработать и апробировать методику применения малых форм фольклора в практической деятельности.Проанализировать итоги экспериментальной деятельности.Повысить интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методика (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [48, с.71]
«В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», — пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина . (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)
.
Гипотеза данного исследования
Базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в НОД по развитию речи, но и в других режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Практическая значимость
Данная работа раскрывает возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста не только в НОД, но и в самостоятельной деятельности, режимных моментах.
Выводы по главе I
По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" [46, с.54].
Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Глава II.
Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
Констатирующий этап:
Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе Детского сада №51 "Улыбка« – филиала АН ДОО «Алмазик» с 20.10.2013г. по 01.02.2014г.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику
Диагностика речевых умений
уровень осознания смысловых отношений между словами
точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях
самостоятельно подбирать синонимы и антонимы
умение вычленять звуки в словах
уровень развития навыка речи – доказательства
уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения
Вечер с бабушкой Загадушкой
Драматизация потешек
Использование малых форм фольклора в НОД
Потешка «Кошкин дом»
на фланелеграфе
Игра-забава
«Кто я?»
использование малых форм фольклора в самостоятельной деятельности
Вспоминаем потешки с помощью магнитного театра
использование малых форм фольклора в режимных моментах
Где ночует солнышко?
У бабушки в постельке.
А кто его бабушка?- синее небо.
Чем оно укроется?
Шерстяною тучкой.
А кто его укроет? дедушка ветер.
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок.»
Использование малых форм фольклора в индивидуальной деятельности
Кто
больше
придумает
загадок ?
Выводы по главе II
В процессе работы были замечены такие изменения:
у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки.
В сюжетно-ролевых играх – потешки.В самостоятельно организованных народных играх – забавах, водящего, определяют с помощью считалок.
У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Уровни развития речевых умений детей на начальном и конечном этапах эксперимента
Группы
Уровень
Высокий %
Начальный этап эксперимента
Констатирующий
Средний %
Низкий %
Контрольный
70
30
80
Конечный этап эксперимента
20
Высокий
Констатирующий
Средний
Контрольный
Низкий
10
60
40
70
20
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны соответственно возрасту детей для развития речи, подтвердилась.