kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психодиагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психодиагностика»

психодиагностика Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки

психодиагностика

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических осо­бенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. http://r01.twirpx.net/022/022586 Выделяют две функции психологической диагностики — научную и практическую.  Научная - представляет собой деятельность, но конструированию психодиагно­стических методик.   Практическая - реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических осо­бенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. http://r01.twirpx.net/022/022586

  • Выделяют две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Научная - представляет собой деятельность, но конструированию психодиагно­стических методик.

Практическая - реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

формализованные методики: ♦ тесты; ♦ опросники; ♦ методики проективной техники; ♦ психофизиологические методики.  методики малоформализованные:
  • формализованные методики:

♦ тесты;

♦ опросники;

♦ методики проективной техники;

♦ психофизиологические методики.

  • методики малоформализованные:

♦ наблюдение;

♦ беседу;

♦ анализ продуктов деятельности.

Тесты http://www.pedlib.ru/Books/1/0198/1_0198-7.shtml

Тесты http://www.pedlib.ru/Books/1/0198/1_0198-7.shtml

  • тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;
  • во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта ;
  • в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности .
Классификации тестов по форме и по содержанию. По форме тесты могут быть: - индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: ♦ тесты интеллекта; ♦ тесты способностей; ♦ тесты личности; ♦ тесты достижений.

Классификации тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть:

- индивидуальные и групповые,

  • устные и письменные;
  • бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные;
  • вербальные и невербальные (практические).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

♦ тесты интеллекта;

♦ тесты способностей;

♦ тесты личности;

♦ тесты достижений.

Опросники - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Личностные опросники - стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают: групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов:  опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

Опросники - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

  • Личностные опросники - стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают: групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными.
  • По характеру ответов:

опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.  http://r01.twirpx.net/022/022586  Различают следующие группы проективных методик: ♦ методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; ♦ методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; ♦ методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации; ♦ методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории; ♦ методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях; ♦ методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему; ♦ методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. http://r01.twirpx.net/022/022586

Различают следующие группы проективных методик:

♦ методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

♦ методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

♦ методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации;

♦ методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории;

♦ методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях;

♦ методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему;

♦ методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Особый класс психодиагностических методов составляют  психофизиологические  методики , позволяющие диагностировать природные особенности человека, обуслов­ленные основными свойствами его нервной системы.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики , позволяющие диагностировать природные особенности человека, обуслов­ленные основными свойствами его нервной системы.

  • Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология».
  • Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
  • Особенная черта психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду

Метод наблюдения Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.

Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется:

♦ постановкой проблемы;

♦ выбором ситуаций для наблюдения;

♦ определением психологических качеств или особенностей пове­дения, которые должны стать объектом наблюдения;

♦ разработанной системой фиксации и записи результатов.

Виды наблюдений.

1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (ис­следователь является членом группы, полноправным ее участником ). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает: ♦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); ♦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); ♦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:

♦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

♦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

♦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются: ♦ письма; ♦ автобиографии; ♦ дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.). Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются:

♦ письма;

♦ автобиографии;

♦ дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.

Наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психодиагностика

Автор: Смышляева Наталья Михайловна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Тестовые задания для рубежного контроля по дисциплине "Основы психодиагностики""
    ["seo_title"] => string(89) "tiestovyie-zadaniia-dlia-rubiezhnogho-kontrolia-po-distsiplinie-osnovy-psikhodiaghnostiki"
    ["file_id"] => string(6) "286512"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1454345589"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЗПР"
    ["seo_title"] => string(70) "psikhodiagnostika_poznavatiel_noi_sfiery_u_podrostkov_s_priznakami_zpr"
    ["file_id"] => string(6) "363721"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480400752"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Психодиагностика эмоциональной сферы личности"
    ["seo_title"] => string(50) "psikhodiaghnostika_emotsional_noi_sfiery_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "407968"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491763512"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ""Психодиагностика детей с нарушением слуха начального школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(74) "psikhodiagnostika_detei_s_narusheniem_slukha_nachalnogo_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "624682"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1675348643"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Основные  направления деятельности педагога-психолога. "
    ["seo_title"] => string(63) "osnovnyie-napravlieniia-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "180148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425131135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства