kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увеличение числа детей с задержкой психического развития  во всем мире продолжается, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать актуальной «Психодиагностику познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР» .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЗПР»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик










Курсовая работа

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЗПР











Выполнил:

Студент группы ЗФ-109-102-3-1Ст

Кужлева Алеся Андреевна

(ФИО)

Научный руководитель:

Савченков Алексей Викторович

(ФИО, степень, звание)







Челябинск, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………………. 3

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР.……………………………….….…6

    1. Психолого-педагогические особенности развития подростков с признаками ЗПР………………………………………………………………………………………….6

    2. Характеристика процесса формирования познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР ……………………………… ……………….….10

    3. Особенности социализации и коррекции познавательных интересов у подростков с признаками ЗПР ……….……………………………………………..…11

Выводы по первой главе………………………………………………………………15

Глава 2. Практическая работа по опытно-практическому исследованию проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР………16

2.1. Серия конспектов непосредственно-образовательной деятельности, направленная на формирование познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР……………………………………………………………………………………………………16

2.2 Результаты экспериментального исследования психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР……….……………………….24

2.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР…………………………………27

Выводы по второй главе………..…..…………………………………………….…..35

Заключение………...……………….…………………..………...……………….…...36

Список используемой литературы………...……………..…….………...............……37

Приложения…………………………………………………………………………....40








Введение

Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Дети с задержкой психического развития приходят к школе со следующими особенностями, которые выражаются в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует[1,c. 60].

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет гиперактивность. Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети - в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи [4,c. 140 ].

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой «Психодиагностика познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР» актуальной.

Цель исследования: изучить особенности психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР и разработать практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной сферы у таких детей

Объект исследования: процесс социализации познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

Предмет исследования: Особенности психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

В соответствии с целью, предметом исследования ставились и решались следующие задачи исследования:

1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме;

2.Охарактеризовать особенности психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР;

3.Выявить методы и приемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР;

4.Разработать конспект непосредственно-образовательной деятельности, направленный на психодиагностику познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР.

Методы исследования:

  1. теоретические: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы, синтез, обобщение.

  2. эмпирические: наблюдение, разработка конспекта урока, тестирование, беседа, эксперимент, изучение продуктов деятельности.

  3. статистические: обработка данных, диаграммы, таблицы.

База практики: Дошкольное образовательное учреждение при Муниципальном общеобразовательной бюджетном учреждении средней общеобразовательной школы д. Максимовка Муниципального района Стерлитамакского района республики Башкортостан.

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

1.1 Психолого-педагогические особенности развития подростков с признаками ЗПР

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. На этом основании Г.Е. Сухарева выделила шесть типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:

  • интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;

  • интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

  • нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;

  • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

  • интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;

интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях [30,c. 19-20] .

В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по - разному: «детьми с трудностями в обучении», «детьми с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «детьми со специфическими трудностями в обучении» и др.

В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.

Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности [8,c. 32].

Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей [29,c. 19].

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70 — 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4)  задержка психического развития церебрально-органического генеза.

       В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы [25,c. 203].

      В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

       Большинство работ направлено на изучение различных симптоматических картин, обнаруживаемых у детей с мозговыми нарушениями. Это категория детей с широкой гаммой различных психопатологических синдромов, которые приводят к отставанию в психическом развитии (В. Круйшан). Сюда входят дети с поражением центральной нервной системы (ЦНС) (специфического или диффузного характера), речевыми нарушениями, трудностями в обучении, перцептивными нарушениями, гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу входят дети, у которых не обнаруживается никаких нейрофизиологических нарушений, но тем не менее проявляются те же самые психологические симптомы, что и у детей с нарушением ЦНС [34,c. 21-22].

        Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению ЗПР и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм ЗПР, осуществляемый Р. Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с ЗПР.

       По мнению Р. Заззо, до сих пор вопрос о ЗПР решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у различных форм ЗПР. Р. Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Гетерохрония, согласно Р. Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка, так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера ЗПР он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними [17,c. 19].

      А. Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного». В характеристике развития, которая актуальна и сегодня, А. Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. Диагностировать по А. Валлону — значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми, а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.

       С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А. Валлон, Р. Заззо).

        А. Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии развития. [17,c. 30].

       Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической

сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

       1.2 Характеристика процесса формирования познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

У детей с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития познавательной сферы: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты. Общение со сверстниками у детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует [21,c. 180].

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности познавательной сферы у детей с ЗПР:

  • неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;

  • сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;

  • снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

У детей с задержкой психического развития отмечаются затруднения в усвоении навыков чтения и письма, ориентировке в частях собственного тела, а также определяется недостаточность координации мелких движений пальчиками и нарушения речи.

Ребята с задержкой психического развития и речи не могут поддержать предложенную взрослым игру, прежде всего потому, что им не хватает навыков воображения и коммуникабельности. Они плохо адаптируются к коллективу сверстников из-за возникающего непонимания, и становятся ранимыми и застенчивыми.

Специально для детей с ЗПР разработаны комплексные программы лечебно-педагогических мероприятий, которые включают в себя применение лекарственных препаратов наряду с занятиями, направленными на тренировку внимания, памяти и восприятия [23,c. 86].

1.3 Особенности социализации и коррекции познавательных интересов у подростков с признаками ЗПР

В федеральном законе ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)″ говорится о правах граждан в области специального образования на ″бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет на основании психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой″. [1]

Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является социализация детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР предусматривает соблюдение следующих условий:

  • наличие в учреждении диагностико - консультативной службы;

  • построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

  • использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально - игровой окрашенностью, прикладной направленностью;

  • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);

  • проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности [14,c. 150].

Первое направление коррекционной деятельности заключается в максимально возможном решении проблем в соматическом здоровье детей с ЗПР. Лечебно-реабилитационные схемы включают в себя курсы мануальной терапии, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж, ингаляцию травами и многое другое.

Второе направление деятельности – психолого-педагогическая коррекция, ориентированное на максимальную успешность. Этому способствуют определенные образовательные программы и возможность ее изменения в процессе обучения ребенка.

Самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка с ЗПР [11,c. 51].

Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, различными формами общения, обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников с ЗПР в современном обществе.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Основываясь на теории игры Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, применение игры как терапевтического средства признается отечественными психологами.

Игровая терапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе [10,c. 304].

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления:

  • обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других – людей и животных;

  • обучению правильному распознанию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

  • обучение умению анализировать собственные эмоции;

  • обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.

Как правило, вторичным нарушением у школьников с ЗПР являются нарушения речевой функции: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), дизартрия и т.д. [15,c. 83].

Спецификой в организации работы по коррекции речевых нарушений является обязательное наличие практической деятельности, сочетающейся с умелым использованием наглядности и живого слова педагога. В логопедии разработаны довольно эффективные методики коррекции речевых нарушений: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения, массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое.

Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям.

Важно отметить основные направления психолого-педагогического сопровождения семей:

  • диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка;

  • оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий;

  • информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности;

  • включение родителей в педагогический процесс.

Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности [8,c. 32].



Выводы по первой главе

На сегодняшний день, психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

Для своевременной социализации и коррекции познавательных интересов у подростков с признаками ЗПР важно отметить основные направления психолого-педагогического сопровождения таких семей: диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка; оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий; информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности; включение родителей в педагогический процесс [2,c. 80].

Реализация поставленных задач возможна при условии организации жизни ребенка с ЗПР, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и полноценным общением со взрослыми и сверстниками.

Глава 2. Практическая работа по опытно-практическому исследованию проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

2.1. Серия конспектов непосредственно-образовательной деятельности, направленная на формирование познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

Занятие 1. Коррекционная работа с детьми с ЗПР по развитию познавательных способностей [6,c. 56].

Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимания, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий.

Ход занятия:

1.Соедини точки карандашом

Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.

После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.

2.Дорисуй по образцу

Ребенку поочередно предлагают задания.

«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.

Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.

3.Раскрась по образцу

Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и

так, как на демонстрируемой картинке.

4.Физкультурная минутка

Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.

5.Карандашом укажи путь

Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».

Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.

6.Итоги занятия

В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.

Занятие 2. Технологическая карта урока по теме: "Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития " [3,c. 56].

Тема - Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития

Цель: контроль и коррекция представлений детей об особенностях познавательных процессов у младших школьников с ЗПР, получение знаний об особенностях их эмоциональной и личностной сферы.

Задачи:

1) Проверить знания ребятами основных понятий ЗПР

2) Проверить знания о развитии познавательных процессов у школьников с ЗПР

3) проверить применение знаний при решении практических ситуаций

4) выявить пробелы в знаниях эмоциональной и личностной сферы младших школьников с ЗПР

5) устранить пробелы в знаниях по теме урока

Планируемые образовательные результаты

Знания:

- знать понятия ЗПР разных авторов;

- знать значимость особенностей школьников с ЗПР;

Умения:

- применять знания для решения пед. задач;

- выражать правильно свои мысли, опираясь на словесно-логическую память;

- различать различные виды ЗПР.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, обобщать материал;

- владеть умениями и навыками использования средств, приемов для сбора, анализа, хранения, преобразования информации;

- уметь оценить возможности развития своей памяти;

- владеть умениями осознанного выбора приемов запоминания;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- контролировать выполнение плана;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию;

Коммуникативные УУД:

- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;

- отвечать на вопросы преподавателя;

- принимать участие в коллективном обсуждении;

- формулировать ответ на вопрос;

- допускать возможность существования различных точек зрения;

- аргументировать свой ответ;

- уметь выслушать собеседника

- Понимание значения развития познавательных процессов у млад. школьников с ЗПР;

- осознание

готовности к углублению своих знаний по теме;

- формирование коммуникативной компетентности в общении;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к развитию школьников с ЗПР.

Словарь: понятие "задержка психического развития"; "ЗПР конституционального", "ЗПР соматогенного", "ЗПР психогенного", "ЗПР церебрально-органического" происхождения,"инфантилизм", "астения".

Оборудование: проектор с презентацией, карточки с заданиями, критерии оценки работы студентов на уроке, книги по дисциплине, высказывание психолога на доске.

Этап (+время)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент.

Мотивация

3 минуты

Проверяет отсутствующих в журнале, готовность группы к уроку, мобилизует внимание студентов.

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку.

2) Создает для учеников проблемную ситуацию:

Хочу начать сегодняшний урок с эпиграфа проф. Н.М. Гернета:

Любить детей – этого мало;

надо знать их, а этому надо учиться.

Как Вы думаете почему Я начала урок с этого эпиграфа?

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

- Студенты принимают предложенную преподавателем ситуацию,

- осмысливают высказывание Н.М. Гернета,

- вступают в диалог с преподавателем,

- развивают умения выражать свои мысли,

- слушают мнения своих одногруппников

2 этап. Актуализация знаний

3 минуты

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у студентов по данной теме:

Дайте любое определение понятия «ЗПР» с точки зрения различных педагогов, психологов, медиков:

- по А.Д. Гонееву

- по Д.В. Зайцеву

- в англо-американской литературе

- по Н.Ю. Борякову

- Студенты (по желанию) дают определения ЗПР разных авторов, отвечают на вопросы преподавателя

- вспоминают нужную информацию

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия)

- определяют, каких знаний не хватает

3 этап.

Целеполагание

и планирование

3 минуты

- О чем мы сегодня будем вести речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить признаки ЗПР, особенности развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР, типы ЗПР, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

План занятия:

1. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

2. Признаки ЗПР.

3. Классификации ЗПР.

4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

- Сегодня Вы будите работать в парах, так как Вы сидите за партами.

- Вы будите оценивать друг друга с помощью критериев, которые представлены у вас на парте. Возьмите их, прочитайте.

- В конце урока каждый член пары должен будет поставить оценку за работу исходя из данных критериев.

- Внимательно слушайте ответы друг друга, дополняйте и активно включайтесь в работу.

- отвечают на вопрос преподавателя

- формулируют устное высказывание

- самостоятельно читают критерии и стараются их запомнить

4 этап. Проверка домашнего задания

8 минут

- Вам было необходимо дома заполнить таблицу: "Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР", используя не только лекции, но и другие учебники по дисциплине.

Тем самым повторим 1 вопрос. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

Особенности развития ПП у детей с ЗПР

1. Внимание

2. восприятие

3. Память

4. Мышление

5. Речь

- Все справились с этим заданием?

- Давайте проверим.

- некоторые студенты предлагают свои варианты заполнения таблицы;

- остальные студенты проверяют и дополняют;

- исправляют ошибки

- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя

5 этап.

Повторение пройденного материала

15 минут

6 этап.

Изучение нового материала

8 минут

- перейдем к 2 вопросу урока. Признаки ЗПР.

- Вам необходимо выполнить 3 задание.

Вам даны карточки с признаками ЗПР. Выберите признаки, которые относятся к ЗПР (подчеркните их).

На выполнение задания отводится 5 минут.

- перейдем к 3 вопросу урока: Классификации ЗПР.

Давайте поработаем с текстом учебника.

Вам дан текст описания различных типов ЗПР по Лебединской К.С. из книги Специальная психология: под ред. В.И. Лубовского.

Прочитайте текст и найдите в нем ошибки, исправьте их.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, неврологических.

Перейдем к рассмотрению 4 вопроса урока: Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Заслушаем сообщения, подготовленные студентами по темам:

1) Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР;

2) Особенности личности младших школьников с ЗПР.

3) Статья из журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена / Выпуск №125 / 2010 год по теме: «Характеристика социального развития детей с ЗПР»

Автор: Омарова П.О.

- принимают предложенное преподавателем задание,

в парах аргументируют свою точку зрения

- отвечают перед всей группой

- студенты исправляют ошибки

- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя

- Выполняют задания преподавателя

- анализируют текст,

дают аргументированный ответ на вопросы

- оценивают правильность своих решений

7 этап. Рефлексия и оценивание

3 минуты

- Прошу одного студента дать обобщенное определение ЗПР?

Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), задержка темпа может иметь обратимый характер; основные черты - повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. 

- Какая была сегодня цель урока?

- Мы достигли этой цели?

- Прошу вас подумать 2 минуты и поставить оценку своему соседу по парте за работу на уроке согласно критериям оценки.

- Кто считает, что его сосед отвечал сегодня на 5?

- Кто на 4?

- Выставляет оценки в журнал.

- Студенты самостоятельно анализируют степень достижения цели урока и отвечают на вопрос

- отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения

- анализируют работу каждого и выставляют оценки

- определяют степень своего продвижения к цели (самооценка)

- отмечают успешные ответы, одногруппников

- сообщают оценки всей группе

8 этап. Домашнее задание

2 минуты

Домашнее задание:

1) Повторить записи в тетради;

2) Обратиться к книге: 1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.

Прочитать в ней: Глава 3, п. 3, 4, с. 145-154. Темы:

3. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР;

4. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.

Ответить на вопросы (письменно в тетради):

на с. 170: № 5 Проанализируйте основные формы компенсирующего обучения детей с ЗПР.

3) Для желающих – подготовить сообщение:

Обратиться к книге: Специальная педагогика: под ред. Н.М. Назаровой.

Прочитать в ней: Раздел 3, Глава 1, п. 1.2.4.-1.2.5, с. 222-225. Выписать пункт: Тема: «Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом».

- принимают задание преподавателя

- задают вопросы по домашнему заданию




2.2 Результаты экспериментального исследования психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

По результатам экспериментального исследования психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР были выявлены следующие факторы: [3,c. 56].

  1. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития неустойчиво.

Ребенок не может удерживать своё внимание н одном объекте, он постоянно отвлекается на яркие и новые предметы, которые его окружают. Например: на яркую линейку соседа или новые ботинки. Так же, объем внимания значительно меньше, чем у детей с общими образовательными возможностями, а неустойчивости внимания ребенка способствует шум в классе, нечеткая речь учителя.

  1. Особенности ощущения и восприятия

Так как у детей с задержкой психологического развития наблюдается ограниченность и фрагментарность представлений, то можно утверждать, что у таких детей восприятие и ощущение ограничено. В отличие от нормально развивающихся сверстников скорость восприятия у детей с задержкой психического развития значительно ниже. Объекты воспринимаются как бессвязный набор ощущений не формируя предмет восприятия.

Так же, можно пронаблюдать неспособность осмысливать и избирать материал. У данной категории детей нарушена ориентировка в пространстве, что приводит к трудностям в овладении письма и чтения.

  1. Особенности памяти

У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения от нормы и у произвольной и непроизвольной памяти из – за сниженной познавательной активности. Низкий уровень продуктивности и ограниченный объем памяти говорит о неспособности пользоваться приемами запоминания, ассоциациями и т.д. Так же важно отметить, что наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный.

Таким детям свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания активного поиска приемов запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается материал, который был многократно повторен и связан уже имеющимися на данный момент знаниями (при изучении чисел не рекомендовано изучать структуру задач или геометрические фигуры) [7,c. 28].

  1. Особенности мышления

Так как у детей с задержкой психического развития наблюдается тенденция низкой сформированности познавательной сферы, то и мышление у них развито очень слабо.

Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отлично проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Так же наблюдается тенденция в трудности усвоения понятий и терминов, неспособность выделять существенные признаки.

У некоторых детей могут хорошо быть развиты элементарные формы классификаций (дети могут разделить предметы на группы по признаку: цвета, формы и т.д).

  1. Наглядно-образное мышление.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

  1. Логическое мышление.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

·анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

·сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

  1. Особенности речи

У детей с ЗПР отмечается большая распространенность нарушений речи, которые, прежде всего, связаны с особенностями психомоторного развития этих детей. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития.

Что же касается речевых дефектов, то детям с ЗПР присущи те же речевые нарушения, что и детям с нормальным интеллектом. Но наиболее распространенными являются такие нарушения как дислексия и дисграфия, т.е. нарушения звукопроизношения и письменной речи. Эмоционально – волевая сфера детей [8,c. 32].

 Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях

2.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР

  • Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей [17,c. 23].

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.

Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы .  

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого.

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

  • Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Педагог, работающий в классе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

2. При проведении любого вида занятий учитель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3. Педагог должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

6.Работа учителя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

7. Речь самого педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи педагога детьми.

8. Вся работа преподавателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

13. Вся коррекционно – развивающая работа строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР педагог должен как можно шире использовать дидактические упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится учителем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

16. В первые две – три недели сентября педагог, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

18. Важным направлением в работе преподавателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

19. В задачу учителя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

  • Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя - логопеда,   правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.  

Коррекция ощущений и восприятия  

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.



Выводы по второй главе

Проделав практическую работа по опытно-практическому исследованию проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР мы выяснили, существующие проблемы воспитания и обучения. Так же подтвердили актуальность проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. 

Данная работа предназначена для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития детей с ЗПР. Длительное наблюдение за такими детьми показало, что умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что эти дети могут успешно обучаться в школах. При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии [21,c. 180].

На основании полученных диагностических данных мы составили программу занятий практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – работа, проводимая дефектологом, по коррекции познавательной сферы у детей с задержкой психического развития дает положительную динамику в структуре их познавательных особенностей. 




Заключение

В теоретической части нашей курсовой работы мы изучили обоснования проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР, охарактеризовали процесс формирования их познавательной сферы и выявили психолого-педагогические особенности развития таких детей.

Для коррекции развития познавательной сферы у детей с задержкой психического развития следует уделять особое внимание навыкам чтения и письма, ориентировке в частях собственного тела, а также координации мелких движений пальчиками и нарушениям речи. Специально для детей с ЗПР разработаны комплексные программы лечебно-педагогических мероприятий, которые включают в себя применение лекарственных препаратов наряду с занятиями, направленными на тренировку внимания, памяти и восприятия.

В практической части нашей курсовой работы мы рассмотрели проблемы психодиагностики познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР и разработали серию конспектов непосредственно-образовательной деятельности, а так же практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР.

Так как задержка психического развития и речи - это вариант нарушения познавательной деятельности у детей, что проявляется в снижении показателей внимания, памяти и восприятия. В отличие от аномальных форм психического развития ребенка (таких как олигофрения, умственная отсталость и др.) задержка психического развития не связана со стойкими дефектами центральной нервной системы, а вызвана лишь задержкой созревания нервной системы, которая компенсируется или устраняется по мере взросления ребенка.

По этому необходимо четкое соблюдение практических рекомендаций учителями – логопедами, дефектологами, педагогами и родителями для правильного формирования познавательной сферы у подростков с признаками ЗПР [25,c. 203].



Список литературы

  1.  Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина// Начальная школа. - 2003. - С.60.

  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога [Текст]/ Н.В. Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.

  3. Башаева Т. В. « Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук»// Т. В. Башаева,  Ярославль 2008. – 56 с.

  4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной и познавательной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2002. –С.139-150.

  5. Бондаренко А.К. « Дидактические игры в детском саду» // А.К. Бондаренко М:. 2010. – 113 с.

  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. « Смотрим, видим, запоминаем ( развитие зрительного восприятия, внимания, памяти)» / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина //Санкт – Петербург 2003. - 56 с.

  7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. « Изучение и коррекция лексико –грамматического строя речи» / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова // М:. 2009. -28 с.

  8. Борякова Н.Ю. « Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». / Н.Ю. Борякова М:. 2000. – 32 с.

  9. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. « Коррекционно – педагогическая работа в детском соду для детей с ЗПР», Методическое пособие. / Н.Ю. Борякова М.А. Касицина М:.2008. 18- 24 с.

  10. Васильева Т.Н., Дмитриева Е.Е. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст]/ Т.Н. Власова, Е.Е, Дмитриева. – СПб, 2008. с – 304.

  11. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2014. С. 51.

  12. Власова Т.А., О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова. - М., 2008. –с. -143.

  13. Власова Т. М., Пфафенрод А.Н. « Фонетическая ритмика» ]/ Т.А. Власова. - М., 2004. – 211 с.  

  14.   Выготская, Г.Л. Об игровых действиях умственно отсталых детей/ Г.Л. Выготская, Н.Д. Соколова, // Дефектологи. - 2012. - № 5. - 

  15. Галанова Т.В.« Развивающие игры с малышами до трех лет» / Т.В. Галанова, Ярославль 2007 – 78-83 с.

  16. Гатанова Н.Ю. «Развиваю память», «Развиваю мышление». / Н.Ю. Гатанова, Санкт - Петербург 2010 – 43 с.

  17. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / под ред. Сластенина В.А., М.: «Академия», 2009. – 19-31 с.

  18. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. // Т.В. Егорова - М., 2006. - 173с.

  19. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». М. №1 2003г., №2 2004. – 63 с.

  20.  Катаева, А.А. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции / С.И. Давыдова, А.А. Катаева // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 160.

  21. Лебединская К.С. Актуальные проблемы задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 2012. – 180 с.

  22. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2013. - 33 с.

  23. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. В.И. Лубовского. -М., 2003. - 86 с.

  24. Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания».   М. 2002. – 76 с.  

  25. Романова Л.И., Ципина Н.А., /«Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Сборник документов./ Л.И. Романова Н.А. Ципина. - М. 2010.- 203 с.

  26. Марковская И.Ф. Задержка психического развития [Текст]/ И.Ф. Марковская. - М., 2008. - 235 с.

  27. Никишина В.Б. Задержка психического развития [Текст] // Педагогический энциклопедический словарь. / В.Б. Никишина. - М.: Проспект, 2003. С .- 57 .

  28. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст]/В.Б.Никишина. – М., 2004. - с. 126.

  29. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. - №4. - 2012. - С. 19.

  30. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»/ В.И. Селиверстов. - М., 2011. – 39-42.

  31. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития [Текст]/ И.А. Симонова// Дефектология. – М., 2008. - №3. – С. 19-20.

  32. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофенопедагогика./ Е.А. Стребелева, А.А. Катаева. - М.: Просвещение, 2008. – 25 с.

  33. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2010. - с 3.

  34. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР [Текст]/ Т.Д. Пускаева // Дефектология. – М., 2009. - № 3. - С.21-22.

  35. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития»./ У.В. Ульенкова. - Нижний Новгород 2004. 118 с.

  36. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». / С.Г. Шевченко.// Программа, М. 2005. - 32 с.

Интернет ресурсы

    1. http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=45#0








Приложение



Занятие 1. Коррекционная работа с детьми с ЗПР по развитию познавательных способностей.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз. Развитие внимания, формирование представлений о цвете. Развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий.

Ход занятия:

1.Соедини точки карандашом

Перед ребенком выкладываются 5 картинок, и задается вопрос: «Какая картинка тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы взрослого: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось?...(то или иное изображение)? Ребенок выполняет задание. Взрослый напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой – рисовать.

После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.

2.Дорисуй по образцу

Ребенку поочередно предлагают задания.

«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать…(пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и полоски у котенка). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.

Если он затрудняется в выполнении задания, то взрослый предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.

3.Раскрась по образцу

Взрослый поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и

так, как на демонстрируемой картинке.

4.Физкультурная минутка

Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле). Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднятая вверх рука, согнутая левая нога и т.д.). Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает. Какая именно рука поднята, или, какая нога согнута.

5.Карандашом укажи путь

Взрослый говорит: «Помоги Маше дойти до школы. Где Маша?.. А где школа?.. Как Маше дойти до школы?.. По какой дороге?».

Затем ребенок берет карандаш и, не отрывая руки, выполняет это задание.

6.Итоги занятия

В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше всего понравилось? В свободное время детям предлагается раскрасить получившиеся рисунки.

Занятие 2. Технологическая карта урока по теме: "Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития ".

Тема - Особенности личности младших школьников с задержкой психического развития

Цель: контроль и коррекция представлений детей об особенностях познавательных процессов у младших школьников с ЗПР, получение знаний об особенностях их эмоциональной и личностной сферы.

Задачи:

1) Проверить знания ребятами основных понятий ЗПР

2) Проверить знания о развитии познавательных процессов у школьников с ЗПР

3) проверить применение знаний при решении практических ситуаций

4) выявить пробелы в знаниях эмоциональной и личностной сферы младших школьников с ЗПР

5) устранить пробелы в знаниях по теме урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания:

- знать понятия ЗПР разных авторов;

- знать значимость особенностей школьников с ЗПР;

Умения:

- применять знания для решения пед. задач;

- выражать правильно свои мысли, опираясь на словесно-логическую память;

- различать различные виды ЗПР.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, обобщать материал;

- владеть умениями и навыками использования средств, приемов для сбора, анализа, хранения, преобразования информации;

- уметь оценить возможности развития своей памяти;

- владеть умениями осознанного выбора приемов запоминания;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- контролировать выполнение плана;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию;

Коммуникативные УУД:

- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;

- отвечать на вопросы преподавателя;

- принимать участие в коллективном обсуждении;

- формулировать ответ на вопрос;

- допускать возможность существования различных точек зрения;

- аргументировать свой ответ;

- уметь выслушать собеседника

- Понимание значения развития познавательных процессов у млад. школьников с ЗПР;

- осознание

готовности к углублению своих знаний по теме;

- формирование коммуникативной компетентности в общении;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к развитию школьников с ЗПР.

Словарь: понятие "задержка психического развития"; "ЗПР конституционального", "ЗПР соматогенного", "ЗПР психогенного", "ЗПР церебрально-органического" происхождения,"инфантилизм", "астения".

Ресурсы: 1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / под ред. Сластенина В.А., М.: «Академия», 2009.

2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 2004.

3. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2010. -№ 3.

5. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л.И. Аксенова и др, под ред. Н.М. Назаровой, М: «Академия», 2010.

Оборудование: проектор с презентацией, карточки с заданиями, критерии оценки работы студентов на уроке, книги по дисциплине, высказывание психолога на доске.

Этап (+время)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент.

Мотивация

3 минуты

Проверяет отсутствующих в журнале, готовность группы к уроку, мобилизует внимание студентов.

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку.

2) Создает для учеников проблемную ситуацию:

Хочу начать сегодняшний урок с эпиграфа проф. Н.М. Гернета:

Любить детей – этого мало;

надо знать их, а этому надо учиться.

Как Вы думаете почему Я начала урок с этого эпиграфа?

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

- Студенты принимают предложенную преподавателем ситуацию,

- осмысливают высказывание Н.М. Гернета,

- вступают в диалог с преподавателем,

- развивают умения выражать свои мысли,

- слушают мнения своих одногруппников

2 этап. Актуализация знаний

3 минуты

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у студентов по данной теме:

Дайте любое определение понятия «ЗПР» с точки зрения различных педагогов, психологов, медиков:

- по А.Д. Гонееву

- по Д.В. Зайцеву

- в англо-американской литературе

- по Н.Ю. Борякову

- Студенты (по желанию) дают определения ЗПР разных авторов, отвечают на вопросы преподавателя

- вспоминают нужную информацию

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия)

- определяют, каких знаний не хватает

3 этап.

Целеполагание

и планирование

3 минуты

- О чем мы сегодня будем вести речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить признаки ЗПР, особенности развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР, типы ЗПР, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

План занятия:

1. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

2. Признаки ЗПР.

3. Классификации ЗПР.

4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

- Сегодня Вы будите работать в парах, так как Вы сидите за партами.

- Вы будите оценивать друг друга с помощью критериев, которые представлены у вас на парте. Возьмите их, прочитайте.

- В конце урока каждый член пары должен будет поставить оценку за работу исходя из данных критериев.

- Внимательно слушайте ответы друг друга, дополняйте и активно включайтесь в работу.

- отвечают на вопрос преподавателя

- формулируют устное высказывание

- самостоятельно читают критерии и стараются их запомнить

4 этап. Проверка домашнего задания

8 минут

- Вам было необходимо дома заполнить таблицу: "Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР", используя не только лекции, но и другие учебники по дисциплине.

Тем самым повторим 1 вопрос. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

Особенности развития ПП у детей с ЗПР

1. Внимание

2. восприятие

3. Память

4. Мышление

5. Речь

- Все справились с этим заданием?

- Давайте проверим.

- некоторые студенты предлагают свои варианты заполнения таблицы;

- остальные студенты проверяют и дополняют;

- исправляют ошибки

- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя

5 этап.

Повторение пройденного материала

15 минут

6 этап.

Изучение нового материала

8 минут

- перейдем к 2 вопросу урока. Признаки ЗПР.

- Вам необходимо выполнить 3 задание.

Вам даны карточки с признаками ЗПР. Выберите признаки, которые относятся к ЗПР (подчеркните их).

На выполнение задания отводится 5 минут.

- перейдем к 3 вопросу урока: Классификации ЗПР.

Давайте поработаем с текстом учебника.

Вам дан текст описания различных типов ЗПР по Лебединской К.С. из книги Специальная психология: под ред. В.И. Лубовского.

Прочитайте текст и найдите в нем ошибки, исправьте их.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, неврологических.

Перейдем к рассмотрению 4 вопроса урока: Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Заслушаем сообщения, подготовленные студентами по темам:

1) Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР;

2) Особенности личности младших школьников с ЗПР.

3) Статья из журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена / Выпуск №125 / 2010 год по теме: «Характеристика социального развития детей с ЗПР»

Автор: Омарова П.О.

- принимают предложенное преподавателем задание,

в парах аргументируют свою точку зрения

- отвечают перед всей группой

- студенты исправляют ошибки

- формируют умения отвечать на вопросы преподавателя

- Выполняют задания преподавателя

- анализируют текст,

дают аргументированный ответ на вопросы

- оценивают правильность своих решений

7 этап. Рефлексия и оценивание

3 минуты

- Прошу одного студента дать обобщенное определение ЗПР?

Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), задержка темпа может иметь обратимый характер; основные черты - повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. 

- Какая была сегодня цель урока?

- Мы достигли этой цели?

- Прошу вас подумать 2 минуты и поставить оценку своему соседу по парте за работу на уроке согласно критериям оценки.

- Кто считает, что его сосед отвечал сегодня на 5?

- Кто на 4?

- Выставляет оценки в журнал.

- Студенты самостоятельно анализируют степень достижения цели урока и отвечают на вопрос

- отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения

- анализируют работу каждого и выставляют оценки

- определяют степень своего продвижения к цели (самооценка)

- отмечают успешные ответы, одногруппников

- сообщают оценки всей группе

8 этап. Домашнее задание

2 минуты

Домашнее задание:

1) Повторить записи в тетради;

2) Обратиться к книге: 1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.

Прочитать в ней: Глава 3, п. 3, 4, с. 145-154. Темы:

3. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР;

4. Особенности организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.

Ответить на вопросы (письменно в тетради):

на с. 170: № 5 Проанализируйте основные формы компенсирующего обучения детей с ЗПР.

3) Для желающих – подготовить сообщение:

Обратиться к книге: Специальная педагогика: под ред. Н.М. Назаровой.

Прочитать в ней: Раздел 3, Глава 1, п. 1.2.4.-1.2.5, с. 222-225. Выписать пункт: Тема: «Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом».

- принимают задание преподавателя

- задают вопросы по домашнему заданию





41



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЗПР

Автор: Кужлева Алеся Андреевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства