Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении выступал формой организации досуговой деятельности ребёнка (Т.И.Осокина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.). Понимание пространства праздника расширяется и углубляется в связи с тем, что в нём проявляются интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические способности и потребности ребёнка, его личностная культура в целом.
Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
В теории дошкольной педагогики сложились представления о значимости праздника: для полноценной культурно-досуговой деятельности ребёнка (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов и др.), для освоения им позиции субъекта и возможности творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт), для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка (М.В.Корепанова), для развития его целостного мировидения (И.Э.Куликовская).
Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями(проводы зимы, встреча весны),другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица,Пасха).Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т.д.
В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяютродственников,помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркаяэмоциональная форма и содержание воспитывают нравственныечувства.
При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народныхпраздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историинарода, формируется представление о государстве и этносах, пониманиеего собственной жизни, жизни семьи, товарищей или группы.
Для детей народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).
В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложный и важный. Педагогическая ценность праздника во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных этапов. Основная задача процесса подготовки праздника – раскрыть его значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованности и готовности к восприятию. В процессе не посредственного проведения праздника необходимо найти способы превращения зрителей в активных участников праздника. Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в следующем празднике. Воспитателям необходимо тщательно продумать всю предварительную работу с детьми и спланировать ее.
Наша тема актуальна тем, что одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Суть нравственного воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.
Однако в детском саду наблюдается недостаточный уровень профессиональной компетенции воспитателя по педагогическому проектированию образовательного процесса по теме «Новый год». Тема «Новый год» включена в календарно-тематическое планирование, однако методическое обеспечение по ее реализации недостаточно разработано.
Таким образом, указанное противоречие - недостаточная теоретическая, методическая, практическая разработанность данной проблемы послужило основанием для ее комплексного изучения и определения темы «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «Новый год». Тема «Новый год» в условиях введения ФГОС».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении выступал формой организации досуговой деятельности ребёнка (Т.И.Осокина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.). Понимание пространства праздника расширяется и углубляется в связи с тем, что в нём проявляются интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические способности и потребности ребёнка, его личностная культура в целом.
Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
В теории дошкольной педагогики сложились представления о значимости праздника: для полноценной культурно-досуговой деятельности ребёнка (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов и др.), для освоения им позиции субъекта и возможности творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт), для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка (М.В.Корепанова), для развития его целостного мировидения (И.Э.Куликовская).
Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями(проводы зимы, встреча весны),другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица,Пасха).Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т.д.
В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяютродственников,помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркаяэмоциональная форма и содержание воспитывают нравственныечувства.
При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народныхпраздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историинарода, формируется представление о государстве и этносах, пониманиеего собственной жизни, жизни семьи, товарищей или группы.
Для детей народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).
В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложный и важный. Педагогическая ценность праздника во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных этапов. Основная задача процесса подготовки праздника – раскрыть его значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованности и готовности к восприятию. В процессе не посредственного проведения праздника необходимо найти способы превращения зрителей в активных участников праздника. Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в следующем празднике. Воспитателям необходимо тщательно продумать всю предварительную работу с детьми и спланировать ее.
Наша тема актуальна тем, что одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Суть нравственного воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.
Однако в детском саду наблюдается недостаточный уровень профессиональной компетенции воспитателя по педагогическому проектированию образовательного процесса по теме «Новый год». Тема «Новый год» включена в календарно-тематическое планирование, однако методическое обеспечение по ее реализации недостаточно разработано.
Таким образом, указанное противоречие - недостаточная теоретическая, методическая, практическая разработанность данной проблемы послужило основанием для ее комплексного изучения и определения темы «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «Новый год». Тема «Новый год» в условиях введения ФГОС».
Профессиональная проблема: Как организовать образовательный процесс с детьми старшей группы по теме «Новый год».
Цель – разработать механизм моделирования образовательного процесса в старшей группе по теме «Новый год».
Задачи:
Вызвать у детей познавательный интерес к празднику «Новый год».
Формировать у детей элементарные представления о празднике «Новый год».
3. Определить формы и методы работы с детьми по теме «Новый год».
4.Разработать содержание совместной деятельности воспитателя с детьми по теме «Новый год» в рамках ОД и режимных моментах.
5.Разработать содержание актуальной развивающей предметно-пространственной среды по теме «Новый год».
6.Разработать формы взаимодействия с семьей по теме «Новый год».
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм (модель) образовательного процесса в старшей группе по теме «Новый год» в условиях ФГОС
Компоненты моделей
Модели организации воспитательно-образовательного процесса
Совместная деятельность педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие
с родителями
Режимные моменты
Целевой компонент
Задачи:
1. Способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника «Новый год»
2. Сформировать у детей представления о:
- истории праздника;
- о природе, изменениях в живой и неживой природе.
- о роли и значимости персонажей праздника в разных странах;
3. Сформировать у детей умения и навыки:
- изготавливать подарки из природного, бросового материала;
- разучивать стихи и песни, посвященные празднику;
- экспериментирование;
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, артистизм, чувство ответственности, гордости за свою Родину, уважение к людям.
Содержательный компонент
Утро
Темы:
1.«Какими я вижу Новый год?»; «Чтобы я попросил у Деда Мороза для друга»; «Откуда праздник к нам пришел»; «Новогодняя ёлка»;
3. «Новогодняя зима», "Новый год", «Ежики зеленые», «Новогодний дождь», «Снегурочка», «Карнавал», «Кто же это?», «Новогодняя ночь» В. Степанов «Волшебный Новый год» Д. Резниченко, «Веселый Новый год» В. Лиходед, «Зимняя сказка», Т. Коваль;
4. Зима в музыке: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (муз.П. Чайковского); «Кабы не было зимы» песенка Ю. Энтина из м/ф «Зима в Простоквашино».
5. «Какая, какой, какое»; «Кто где спит зимой»;«Кто как голос подает?»; « Угадай птицу по описанию»; « Дятел»; «Кто спрятался на картинке?»; «У кормушки».
2. «Два Мороза», «Мороз – красный нос», «Вокруг себя обернись и в сосульку превратись», эстафета «Новогодняя эстафета сказочных героев», «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
3. «Составь предложение»; «Что изменилось ?»; «Один-много» ;«Я начну а ты продолжи»; «Кем я буду когда вырасту»; составление пословиц, стихотворений (словотворчество)
2. Драматизация - С. Баруздин «Шел по улице солдат»; С. Алексеев «Три подвига»; С. Михалков «Дядя Степа»; «Быль для детей»; настольный теартр.н.с. «Иван, крестьянский сын»; кукольный театр «Рассказ маленького мальчика»; З. Александрова «Дозор»;
4. «Алёша Попович и Тугарин Змей»; «Илья Муромец и соловей разбойник»; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Крейсер Аврора»; «Вовочка вАрмии».
5. Загадки о военной профессии, орудии, форме (Приложение 3)
6. «Госпиталь»; «Наши защитники»; «Семья»; «Поездка на танке»; «У самой границы»
Актуальная среда
1. Фотоальбом «Здравствуй праздник, Новый год»;
2. Сюжетные картинки по теме «Новогодняя ёлка»; «Карнавальные костюмы»; «Разнообразие елочных украшений»; «Различные герои новогодних утренников»
3.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья»; «Магазин»; «Парикмахерская»; «Новогоднее путешествие»
4. Иллюстрированные книги, произведения художественной литературы:
С. Маршак «12 месяцев»; Эрнест Теодор Гофман «Щелкунчик»; В. Одоевский «Мороз Иванович», М. Клокова «Дед Мороз», русская народная сказка «Снегурочка»
5. Краски (гуашь), цветные карандаши, мелки, белая бумага А-4
Темы
1.«Кормим птиц зимой»
2. «Как встречаем Новый год».
3. «Встреча Нового года в других странах мира»
Технологический (процессуальный) компонент
Формы организации
Методы и приемы
Утро:
1. Беседа
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Стихотворения
4. Прослушивание музыкальных произведений
5. Дидактическая игра
Прогулка
1. Наблюдение
2. Подвижная игра
3.Речевая игра
Вечер:
1. Конструирование
2. Театрализованная деятельность
3. Художественная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
4. Просмотр мультфильмов, фильмов (короткометражных),
5. Вечер загадок
6. Сюжетно-ролевые игры
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
1.Рассматривание
2. Рассматривание
3. Сюжетно-ролевые игры
4.Рассматривание, чтение художественной литературы
5. Художественное творчество
Формы и способы взаимодействия
1. Участие родителей в изготовлении кормушек
2. Семейный фотоколлаж.
3. Викторина
Результативный компонент
1. Наличие положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника «Новый год»
2. Наличие представлений об истории праздника, об изменениях в живой и неживой природе, - о роли и значимости персонажей праздника в разных странах.
3. Наличие умений изготавливать подарки папам, мамам, дедушкам, бабушкам, друзьям, разучивать стихи и песни, посвященные празднику.
4. Наличие у детей эмоциональной отзывчивости, артистизма, чувства ответственности, гордости за свою Родину, уважения к людям.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия: воспитатели старшей группы, музыкальные руководители
2. Научно-методические условия:
1. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. «От рождения до школы»– 3-е изд., испр. и доп. Н.Е. Веракса, ТС. Комарова, М.А. Васильева– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336с.
3. Материально-технические условия фотоальбом: «Здравствуй праздник ,Новый год», сюжетные картинки «Новогодняя ёлка», »Карнавальные костюмы» ,художественные произведения сказки: »Мороз Иванович», «Дед Мороз», «Снегурочка», краски (гуашь), цветные карандаши, мелки, белая бумага А-4, костюмы, музыкальные инструменты.
4. Нормативно-правовые условия:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков,- М.: «Просвещение», 2009
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015гг.», утверждена постановлением Правительством РФ от 5.10.2010г. №795
5. «Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области». Приложение к постановлению Правительства Самарской области от 26.09.2007г. №20
5. Информационные условия:
Буторина, И.Н. Развитие личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.07, кандидат педагогических наук
Веракса, Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа/авт.-сост. Н.В Лободина. Н.Е. Веракса, Т.С Комарова, М.А. Васильева.– Волгоград: «Учитель», 2012.-399с.
Веракса, Н.Е., Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа /авт.-сост. Н.В.Лободина. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.– Волгоград: «Учитель», 2012.-399с.
Корнеичева, Е.Е. Планирование внеучебной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие / Е.Е.Корнеичева, Н.И.Грачева. - М.: Центр педагогического образования, 2011. – 464с.
6. Организационные условия:
В совместной деятельности воспитателя с детьми организовать образовательную деятельность в следующей форме: проектная деятельность.
Организовать в ходе режимных моментов по теме «Новый год» беседу, прослушивание музыкального произведения, сюжетно-ролевую игру, дидактическую игру, аппликацию, рисование, лепку, театрализованную деятельность, конструирование, речевую игру
Для самостоятельной деятельности детей обогатить актуальную предметно-развивающую среду по теме «Новый год» посредством внесения: фотоальбом:«Здравствуй праздник ,Новый год», сюжетные картинки «Новогодняя ёлка», »Карнавальные костюмы» ,художественные произведения сказки: »Мороз Иванович», «Дед Мороз», «Снегурочка», краски (гуашь), цветные карандаши, мелки, белая бумага А-4, костюмы, музыкальные инструменты.
Организовать для родителей по данной теме консультацию по изготовлению кормушек для птиц, семейного фотоколлажа , проведению викторины ,новогодних забав.(Приложение 5).
Приложение 1
Конспект совместной деятельности «Новый год у ворот»
Образовательные задачи: Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран. Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (прощать обиды, дарить подарки, научить делать пожелания.
Дидактический и наглядный материал: глобус, кукла или картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, ветка ели или сосны.
Ход занятия: В гости к детям пришел домовенок Кузя. Кузя спрашивает, какое сейчас время года. Домовенок предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:
Двор в снегу. Белы дома. На дворе снежок идет,
Это к нам пришла … (Зима) Скоро праздник - … (Новый год)
Мы вдвоем скатали ком, Колкую, зеленую
Шляпа старая на нем. Срубили топором.
Нос приделали, и в миг Колкая, зеленая
Получился … (Снеговик) К нам приходит в дом. (Елка)
Воспитатель:
- У нас в России теперь стоит зима. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас лето? Если путешествовать по миру. То можно узнать много интересного и необычного. Что мы можем увидеть, о чем узнать?
Кузя:
- Можно открыть для себя новые страны, побывать на других материках, увидеть необычную природу, познакомиться с другими людьми, узнать как живут разные народы Земли.
Воспитатель:
- Какие праздники отмечают люди во многих странах, общие для разных людей? (Новый год, Рождество) .
Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень – очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.
(Дети «путешествуют» по глобусу с Кузей. Место путешествия можно отмечать снежинкой.)
Гимнастика для глаз.
Россия
- Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)
- Как он выглядит? (По иллюстрации) . Правильно, российский Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.
-Какие новогодние обычаи и традиции вы знаете? (Наряжать елку, дарить подарки, веселиться) .
Физминутка
Путешествие по странам с Кузей.
- В разных странах принято по – своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. Поскольку народы мира пользуются разными календарями.
В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. Считается, что Юлтомтеннен прилетел на Землю на метеорите 300 млн. лет назад.
Дед Мороз в Болгарии приходит вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.
Есть на свете такая страна Италия. Здесь нет Деда Мороза. Через трубу дома прилетает на метле волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья сапоги. Случается, и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.
Финский Дед Мороз носит красную шапку, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.
Китайцы празднуют наступление Нового года два раза. В первый раз - 1 января, а во второй, согласно своему лунному календарю. По китайскому календарю начало Нового года выпадает между 21 января и 19 февраля. Китайцы, где бы они не жили, отмечают свой Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван отпугнуть злых духов. Новогодняя церемония не обходится без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В давние времена хлопушками служили стволы бамбука, который при горении лопается с громким треском. Был в Китае ещё один замечательный обычай – в первые новогодние дни строго – настрого запрещалось браниться и ругаться.
Игра «Запрещенное движение»
Дети выполняют все движения, кроме приседания. Показывает движения ребенок, который играет роль Деда Мороза.
В Индии помимо официального Нового года существует большое количество неофициальных празднований этой даты. Новый год здесь может наступить и в апреле, и мае. В этот день запрещается сердиться и ссориться, полагается быть вежливым, иначе, согласно поверью, будешь грубияном весь год. Елкой здесь служат гирлянды пышных цветов.
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.
В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по – разному. Могут быть разные обычаи встречи Нового года. Например, на Кубе принято обливать друг друга водой. Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
Дополнительная информация.
Наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь в x веке приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября.
По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.
Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу. У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым.
Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
В конце занятия дети делают елочные игрушки из бумаги.
Итог занятия.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в разных странах, узнали как там встречают Новый год. А всем детям нашей огромной страны – России – я желаю, чтобы они были здоровы, счастливы, любили свою страну.
- А что вы могли бы пожелать детям всего мира? (дети говорят свои пожелания)
Приложение 2
Конспект совместной деятельности «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА»
Образовательные задачи: Получить первоначальные представления о возникновении открыток.
Познакомить с историей развития праздника Новый год, происхождением новогодней открытки.
Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.
Прежде чем, начать наше занятие, давайте внимательно посмотрим, друг на друга, и попробуем определить у кого же, самое хорошее настроение?
Воспитанники: определяют, называя имя ребенка, например: Алина
– Алина, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу (имя соседа, а сосед – Вике, и т. д. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете! Это Амина передала нам свое настроение.
– Повернитесь к гостям, улыбнитесь, передайте им свое хорошее настроение.
Педагог:
Дети, сегодня утром я собиралась на работу и как всегда с утра зашла проверить свою электронную почту. И я увидела там необычное письмо для старшей группы «Б»
Педагог: Мы с вами писали письмо Деду Морозу. Видимо на них пришел ответ. Давайте вместе его прочитаем.
(читаю письмо на компьютере)
Педагог: - А почему Дед Мороз прислал вам письмо именно сейчас?
Воспитанники: - Потому что скоро новый год
Педагог: - А вы знаете ребята, что это за праздник Новый год?
Воспитанники: - Да, это когда….
Педагог: - Давайте и мы сегодня уже начнем готовиться к новому году и сделаем замечательные поздравительные открытки для Деда Мороза. Посмотрите, какие новогодние открытки изготавливают на фабрике. Что на них обычно изображают?
Воспитанники: - (ответы детей)
Педагог:
- И мы сегодня с вами в нашей мастерской будем делать необычные новогодние открытки. Вы согласны?
Воспитанники: - Да.
Педагог: - Посмотрите, какие образцы открыток я вам приготовила! Красивые? Нравятся? Давайте мы попробуем сделать с вами такие красивые открытки!
Воспитанники: - Да…
Педагог: Выполняя практическую работу, мы должны соблюдать правила безопасного труда при работе ножницами. Давайте вспомним их:
Воспитанники: повторяют правила техники безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
ножницы хранят в чехле;
ножницы нельзя класть на край стола;
во время работы ножницы лежат посередине стола закрытыми лезвиями вверх;
Педагог: - Но прежде чем приступить к их изготовлению давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены, ; средний и указательный пальцы стоят на столе).
Педагог:- Ребята подойдите, пожалуйста к столу и возьмите все что вам необходимо для вашей новогодней открытки.
Педагог: - дети садятся за столы и приступают к изготовлению новогодней открытки, (в ходе работы помогаю советом, во время работы звучит музыка, идут слайды образцы новогодних открыток) .
Педагог: Ну что ребята наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали?
Воспитанники: отвечают на вопросы.
Приложение 3
Вечер загадок о празднике «Новый год»
Снег идет. Чудесный день!
Вылетаю, ваш олень.
Взял билет на самолет.
Вместе встретим ….
(Новый год)
Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из лесу привез?
Отгадайте!
(Дед Мороз)
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее ….
(Снегурка)
В центре комнаты стоит,
Вся игрушками блестит.
Колется иголочка,
Как красива…
(Елочка)
Быстро огоньки мигают,
Сверху вниз перебегают.
Эта дружная команда
Называется... (гирлянда)
На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
Вниз свисает... (мишура)
Приложение 4
Рисование гуашевыми красками на тему: Новый год
Образовательные задачи: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, развивать воображение мышление, инициативу, мелкую моторику рук.
Материалы:
Гуашь, тонированный лист голубого цвета, кусочек картона для печати, жесткая и мягкие кисти, тычок или ватные палочки, простой карандаш.
Ход работы:
Начинаем работу. На листе бумаги голубого цвета, простым карандашом рисуем ствол и ветви ели.
рисуем фигуру Деда Мороза и белки с зайцем.
Тонкой кистью раскрашиваем ствол и ветви.
жесткой кистью рисуем иголки ели. Кисть держим вертикально, чтобы кончик кисти смотрел в потолок, делаем короткие мазки.
Как только гуашь подсохнет, этой же кистью наносим снег.
Раскрашиваем Деда Мороза. Белку - оранжевой краской, а жесткой кистью наносим оттенок. Сначала красной краской, потом белой.
Тычком или ватными палочками рисуем бороду Деду Морозу.
Штампом разрисовываем шубу.
Дорисовываем зайца, орехи и морковь. Закрашиваем фон- рисуем сугробы тычком.
Приложение 5
Новогодние забавы
Можно подкрасить снеговиков, нарисовать им щечки, одежду.
Елочные украшения из цветного льда
Сделайте елочные украшения из цветного льда, залив подкрашеную красками воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели, мишуру и т.п. Украсьте получившимися игрушками елочку в лесу или во дворе вашего дома.
Ангелы
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его "ангельскую" форму. Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.