Просмотр содержимого документа
«Проект "Матрешка"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Орленок»
ПРОЕКТ
«Русская матрешка»
Старшая группа №1 «Березка»
Вос
Воспитатель:
Ардашева Н.А.
с.Солонешное
2022 г.
Проект «Русская матрёшка».
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 7 .11.22 – 18.11.22
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель , родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки .Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности:
Познакомить с историей возникновения, особенностями росписи русской матрешки.
Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография,.
Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети имеют знания и умения:
Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.
У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультмедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)
Формы реализации проекта:
непосредственно – образовательная деятельность
прогулки
наблюдения
чтение художественной литературы
совместные игры со взрослым, сверстниками(подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
художественная деятельность
рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
самостоятельная игровая деятельность детей
трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
1.Определение темы проекта
2.Формулировка цели и определение задач
3.Подбор материалов по теме проекта
4. Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2.Познакомить детей с историей матрёшки.
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4.Игровая деятельность.
III – этап заключительный
1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
2..Презентация проекта
3.Выставка: «Семейная матрёшка».
4.Итоговое мероприятие «Матрешка»
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
дата
Виды деятельности
задачи
7.11.22
Мультимедийная презентация «Русская матрешка»
Нарисуй на песке - матрешку.
П.игра «Бегите к матрешке»
Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.
2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.
3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.
4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.
- Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно
18.11.22
Оод «Матрешка»
Взаимодействие с родителями:
изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй»
организация выставки «Семейная матрешка»
папки – передвижки:
«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка».
1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.
2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.
3. Создать эмоциональный настрой.
Итог работы над проектом:
В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2.Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
3. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
4. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке.
Итог проекта:
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.