kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Матрешка-национальный символ России

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках изобразительного искусства в школе  обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Меня заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки.  Прообразом матрёшки была фигурка японского лысого старичка – Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. Внутри игрушки находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка была привезена из Японии женой мецената Мамонтова.  Нам было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».

Просмотр содержимого документа
«Матрешка-национальный символ России »


МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области»








Проектно-исследовательская работа

«Матрешка – символ

русской национальной культуры»

Работу выполнила:

Потрясова Юлия 1 класс

Руководитель: Вдовина Людмила Васильевна


2015 г.







Оглавление



  • краткая аннотация;

  • введение;

  • основная часть

  1. Кто такая «матрешка»?

  2. Происхождение русской матрешки.

  3. Как рождается матрешка.

  4. Исследовательская работа учащихся

  • заключение;

  • список используемых источников и литературы;

  • приложение.




















Аннотация

Работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке. Эта тема заинтересовала меня давно. Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот я решила побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Проблема проекта:

  • приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;

  • создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.

Цели:

  • сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;

  • формировать навыки исследовательской деятельности;

  • формировать навыки коллективного творчества на основе разделения труда и взаимовыручки.

Задачи:

  • выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);

  • развивать коллективные навыки работы в группах по видам:

- оптимального разделения трудовой деятельности;

- коллективного обсуждения материала;

- взаимной помощи;

- объединения обработанных материалов в единую информационную систему.







Введение

На уроках изобразительного искусства в школе обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Меня заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Прообразом матрёшки была фигурка японского лысого старичка – Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. Внутри игрушки находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка была привезена из Японии женой мецената Мамонтова. Нам было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».

Я выяснила, что знаменитому символу России, матрёшке, в 2010 году исполнилось 120 лет. Наверно нет в мире человека, хоть немного знакомого с русской культурой, и не слышавшего о матрешке. Ну, и конечно, матрёшка была, есть и будет самым популярным сувениром из России

Цель - выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России за рубежом?

Для этого нам придется ответить на ряд вопросов:

−        Кто такая матрешка?

−  Почему куклу назвали Матрешкой?

−        Откуда к нам пришла матрешка?

−        Кто сделал первую матрешку?

−        Как рождается матрешка?

−         Благодаря каким  положительным качествам матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

Гипотеза состоит в том, что, во-первых, матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка.  Имеет  большую практическую пользу.  С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Во-вторых, матрешка   - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна.  

Основная часть

1.     Кто такая «матрешка»?

В словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

            Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный).

            Матрешка ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая куклу.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри. Действительно, в имени есть что-то особенное, необыкновенное.  Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.

2.     Происхождение русской матрешки

Для начала мы решили заглянуть в глубь истории и выяснить, откуда  появилась матрешка на Руси?

Нам было удивительно, что родная наша мат­решка -  круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прооб­разом русской матрешки. Японцы, кста­ти, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвест­ный русский монах. Интересно, что документального подтверждения эта легенда не имеет.

 В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная де­таль. 4

У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица!
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед со­бой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. 

3. Как рождается матрешка?

Материалом для матрешки служит древесина липы и березы. Процесс изготовления игрушки очень сложный. Чтобы выточить матрешку, нужно быть хорошим мастером. Производство и роспись матрешек начали в подмосковном Сергиевом Посаде, а позже освоили умельцы старинных мастерских в Семенове, Вятке и Нижегородской области. Знаменитая семеновская матрешка отличается от других матрешек своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. А самая маленькая - размером с рисовое зерно. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Матрёшка всегда расписывается вручную, без какого-либо трафарета, на глазок. Так что найти двух одинаковых – невозможно

Исследовательская работа

Для того чтобы выяснить, знают ли жители нашего села историю русской Матрешки, нами был проведён опрос среди жителей села Терсы (одноклассников, родителей и учителей), в котором участвовало 86 человек. Результаты были следующие:

На вопрос: Кто такая Матрешка?

  • Старинная игрушка - 28% опрошенных;

  • Множество одинаковых кукол – 42%;

  • Сувенир -30%

На вопрос: Почему куклу назвали Матрешкой?

  • Это было самое распространенное имя на Руси – 52 %;

  • Затрудняюсь ответить – 48%.

На вопрос: Откуда к нам пришла Матрешка?

На этот вопрос мы к сожалению не получили ответа.

На вопрос: Кто сделал первую Матрешку?

  • Русский народ – 19%

  • Затрудняюсь ответить – 81%

На вопрос: Есть ли в вашем доме Матрешка?

  • Да - 34%

  • Нет – 66% опрошенных

На вопрос: «Любят ли дети играть в Матрешку?»

  • 100% опрошенных ответили - да

Анализируя исследовательскую работу можно сделать вывод, что наша гипотеза оказалась верна: матрешка была и остается любимой игрушкой для малышей но, к сожалению можно сделать и другой вывод: современным обществом забыта история появления на Руси Матрешки, ее практическая ценность и историческое значение.

Следствием признания матрёшки за пределами России стал большой заказ, полученный мастерами в Сергиевом Посаде. В последствие, игрушку научились вырезать и в других городах. В Семенове, Вятке, Полховском-Майдане также изготавливают матрёшки. Куклы мастеров из разных городов, отличаются формой, цветовым решением, в их росписи есть свои нюансы и особенности.

Заключение

Итак, о русской Матрешке я узнала очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями  это было связано, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое.

Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.

         В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.

«Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в нашей матрешке. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.


 

     









Список используемых источников и литературы:

1.   Иллюстрации матрешек.  Сайт  Эстония.  Полигон. http://www.polygon.ee/portal

2.Trud.ru № 186 за 16.10.2002

3.   С. Газарян "Прекрасное - своими руками".

4.   Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
5.Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Информационно-аналитический и энциклопедический портал.  /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

6. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"

7. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» Издательство «Просвещение», 1994 г.

8. Выставка "Матрешка и народный костюм" открылась в Москве   http://www.wek.ru/articles/obsh/27518/

9. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г. 

10. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодической
печати разных лет. http://luch.tver.ru/















Приложения

 

 Загорская матрешка











Семеновская матрешка

Полхов – Майданская матрешка















Вятские матрешки

Тверская матрешка







Другие воспитанники нашего творческого объединения тоже не остались равнодушны к моей работе. Дети сочинили сказки, главным действующим лицом которых стали матрешки. Итак, продуктом исследования стал видеоролик и презентация, которые можно использовать во внеурочной работе, а так же авторские детские работы - сказки. Предлагаем некоторые вашему вниманию.





























ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК В ЛЕСУ.

Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая — Машенька.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

Матрешки спросили:

−            А вы, что ходили в лес?

−            Да, - ответили подружки.

−            А зачем вы ходили?

−            Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

−            По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

−            А можно мы с вами пойдем?

−            Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

−            Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.

−            Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.

                                                                                              Работа Гавриловой Анастасии

.

ТРИ МАТРЕШКИ.

Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью про­верить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Просну­лась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка пла­ток утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хо­чу, а вы меня разбудили!» Дашень­ка ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слыша­ла!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.

                                                                                                Работа Лукъяновой Виктории

.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК.

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

   Работа Головина Дениса.


 







 

Конец формы


16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Матрешка-национальный символ России

Автор: Вдовина Людмила Васильевна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223837

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства