Презентация опыта работы «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»
Презентация опыта работы «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»
В презентации представлен материал опыта работы по использованию мнемотаблиц в образовательном процессе, о мероприятиях с детьми, родителями и педагогами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ»»
«Использованиетехнологии мнемотехника вобразовательном процессе ДОУ»
Автор: Рольская Анна Леонидовна
Воспитатель
МДОУ «Усогорский детский сад «Снежанка»
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление. Поэтому считаю важной задачей научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, развивать память и логическое мышление.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому при обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель работы: разностороннее развитие дошкольников посредством использования технологии мнемотехники в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
2.Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.
5.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе.
6.Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
На основании анализа изученной литературы можно выделить следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
Системный
Личностный
Деятельностный
Диалогический
Культурологический
Информационный
Аксиологический
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы
1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования .
В дидактике выделены три вида моделей:
Предметная модель
Предметно-схематическая
модель
Графическая модель
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
1
введение элементов схем, символов
введение элементов схем, символов
4
Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
2
Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности
Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности
5
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество
3
7
Введение отрицаний
Введение отрицаний
6
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
8
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
9
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1.Принцип интеграции :
а) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
б) Интеграция посредством организации и оптимизации образовательного процесса
в) Интеграция детской деятельности
2.Комплексно-тематический принцип:
а) Объединение комплекса различных видов специфических детской деятельности вокруг единой «темы»
б) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
в) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детской деятельности.
Метод организации работы с детьми отличается:
Интегративностью
Экономичностью
Процессуальностью
Здоровьесбережением
Универсальностью
Примеры метода моделирования, с успехом применяемые в разных образовательных областях
для развития культурно-гигиенических навыков
в уходе за комнатными растениями
В рассказывании о времени года, растительном, животном, предметном мире
В заучивании стихотворений, отгадывании и загадывании загадок, пересказывании сказок и рассказов
В рамках использования метода моделирования мной был реализован проект в средней группе «Волшебница осень»
Целью которого было использование технологии мнемотехники в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Были поставлены задачи - обобщить лексический материал по теме “осень”; способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире; показать детям многообразие красок осенью, развивать мелкую моторику; раскрыть понятие «листопад»; приобщать детей к восприятию поэтической речи; способствовать развитию логического и образного мышления; совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме.
Мероприятия с детьми
Рассматривание мнемотаблиц и пересказ по теме «осень»
Заучивание стихотворения И. Винокурова «Подарки осени»
Игровая деятельность: подвижные игры «Солнышко и дождик», дидактические игры «Собери семейку слов», «Назови ласково», «Один много», «Назови части», «Подбери признак».
Занятие познавательного цикла: «Лес – богатство Коми края»
Сбор природного материала и листьев для поделок, картинки с изображением признаков осени, презентация продуктивной деятельности, приглашение на праздник осени.
Итоговое мероприятие – праздник «осени»
Подвижная игра«Солнышко и дождик»
« Солнышко, солнышко, посвети немножко!
Выйдут детки погулять - станут бегать и играть. »
« Дождик, дождик все сильней, убегай под зонт скорей! »
Рассказывание по мнемотаблице«Осень»
Игра«Собери семейку слов»
Есть слово маленькое, ласковое – листочек
Есть слова, обозначающие много – листья, листва
Есть слово длинное, обозначающее действие – листопад
Есть слово для рисования и письма – листок
Есть слово, обозначающее действие – листать
Стихотворение И. Винокурова«Подарки осени»
Пластилинография«Листочки».
Коллаж«Волшебница осень».
Поделки из природного материала.
Рисование«Золотая осень».
Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по заучиванию стихотворения В. Орлова «Ты лети к нам, скворушка», с детьми подготовительной группы
Для повышения педагогической культуры родителей и вовлечение их в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, развитию связной речи дошкольников был проведен семинар-практикум, на котором родители познакомились с методикой использования мнемотехники и выполнили практическое задание по созданию мнемотаблицы к стихотворению В.Степанова «Ёжик и дождик ».
Заключение
Используя в своей работе технологию мнемотехники на протяжении двух лет, можно отметить, что постепенно память дошкольников укрепилась, стала более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, большие по объёму, запоминание проходит легче и эмоциональнее. Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
— мощное развитие визуального мышления;
— выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
— формирование способности к эффективному самостоятельному обучению
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов: у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому данная работа с дошкольниками способствует не только их подготовке к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.