Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающая среда как средство раннего развития ребенка.»
ГККП Детский сад «Жас әлем»
Предметно развивающая среда как средство раннего развития ребенка.
Воспитатель: Изтелеуова Д.А
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Цель создания предметно-развивающей среды создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней
1. Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
2.Ориентировка в окружающем.
3.Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками
4.Источник становления субъектного опыта ребенка.
5.Развитие инициативы, воображения, творчества.
6.Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.
7.Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности
Важнейшим условием развития личности детей является организация предметно-развивающей среды в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда, организованная для определенных целей, среда, в которой могут происходить качественные изменения воспитанников.
Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.
Оформление групп в детском саду базируется на двух простых идеях:
-детский сад второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
-для полноценного и разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр, отдыха, занятии
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
-содержательно-насыщенной,
-развивающей;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной
-доступной;
-безопасной;
-здоровьесберегающей;
-эстетически-привлекательной.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:
-зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини
-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно
-прикладного искусства и т.д.;
-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями
основной образовательной программы ДО
имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;9
-игровая зона для сюжетно
-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули
-макеты игрового пространства;
-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
-«уголок уединения»;
-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что
можно воссоздать идеальную предметно
-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.
При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы Сан ПиН и т.д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предметно-пространственная развивающая среда является важным
фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался
полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали