КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО как условию реализации основной общеобразовательной программы ДОО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО как условию реализации основной общеобразовательной программы ДОО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО как условию реализации основной общеобразовательной программы ДОО»
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире. То есть создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми.
Проектирование образовательной среды в детском саду направлено на организацию педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, обеспечения личностного саморазвития всех детей при сохранении и укреплении соматического, психического, социального и духовного здоровья.
«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм. Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО как условию реализации основной общеобразовательной программы ДОО»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО как условию реализации основной общеобразовательной программы ДОО»
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире. То есть создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.
Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.
Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми.
Проектирование образовательной среды в детском саду направлено на организацию педагогических условий для формирования и осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, обеспечения личностного саморазвития всех детей при сохранении и укреплении соматического, психического, социального и духовного здоровья.
«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм. Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования
Функции предметно-пространственной среды:
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»: содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом; совсем незнакомые предметы и материалы.
Показатели оценки развивающей среды:
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
Отсутствие конфликтов среди детей;
Наличие продуктов детской деятельности;
Динамика развития ребенка;
Невысокий уровень шума.
Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Предметно-развивающая среда делится на следующие центры: сенсорного развития, центр развития предметно-практической деятельности, центр ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки, центр общения и эмоционального развития, центр развития мобильности и ориентировки в пространстве.
Центр сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики. Здесь есть и материалы для развития тактильно-двигательного восприятия, для развития особых свойств предметов:
шнуровки, банки с различными крышками, резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами (ежики), конструкторы (металлический, пластмассовый, кнопочный), рамки с застежками, пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), “сухой душ”, “осязательные ванны”, тактильная дорожка. Игры на развитие зрительного восприятия: “Сложи узор”, зашумленные изображения, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения. Игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета. Объемные и плоскостные геометрические фигуры, игры: “Найди пару”, “Найди предмет указанной формы”, “Составь целое из частей”, “Какого цвета не стало?”, “Сложи радугу” и др. Игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, игры: “Четыре времени года”, “Какой предмет?”, «Что это?», «Угадай» и др. Игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, магнитофон, аудиозаписи. Игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений. Схема тела человек, различные вкладыши, игры «Что за чем?», «Где находится?», «Когда это бывает?» и др.
В центре ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога ставится на формирование навыков самообслуживания, пополнение социального опыта детей на основе их взаимодействия со сверстниками.
Центр развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям развивать свои двигательные способности, ориентировку пространстве.
Центр предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации различных сюжетно-ролевых игр.
Центр общения и эмоционального развития особенно важен для детей. У них наблюдается быстрая утомляемость, им необходимы условия для снятия напряжения и релаксации, здесь успешно решаются задачи по коррекции психоэмоционального развития.
Работу в таких центрах можно считать успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия. Игра позволяет не только решать различные задачи, но и как охарактеризовал ее Л.С. Выготский, - игра – это своеобразная “арифметика социальных отношений”.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.