Просмотр содержимого документа
«Презентация "основные направления в работе по развитию речи. Принципы отбора лексики для уроков развития речи"»
основные направления в работе по развитию речи. Принципы отбора лексики для уроков развития речи. Способы семантизации слов.
Направления в работе по развитию речи:
обогащение речи учеников (их словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи и т.д.);
предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений и т.д.);
формирование коммуникативных умений, известных под названиями «Работа над связной речью», «Работа над изложениями и сочинениями».
Принципы отбора лексики для уроков развития речи в начальных классах.
Тематический , т.е. отбор и организация лексики на основе ее употребительности в той или иной сфере жизни и деятельности детей;
Учет словообразовательного признака слов . Этот принцип отвечает двум важнейшим задачам словарной работы : образованию у слабослышащих детей лексико-грамматических обобщений и созданию возможностей к расширению потенциального словаря, развитию способности к самостоятельной семантизации новой лексики путем догадки, переноса усвоенных значений словообразовательных частей слова на другие слова определенной морфологической модели.
Способы семантизации делятся на две группы:
Переводные;
Беспереводные.
Переводные способы связаны с использованием перевода – одного из наиболее эффективных средств раскрытия значения лексической единицы.
Выделяют:
1) однословный перевод;
2) перевод на основе словосочетания;
3) перевод с дополнительными пояснениями.
Беспереводные способы обладают особой ценностью, так как позволяют использовать и развивать зрительный, артикуляционный, акустический каналы восприятия и осмысления информации.
К беспереводным способам относят:
1) и спользование наглядности – предметной (непосредственная демонстрация предмета); изобразительной (предъявление рисунка, схемы); моторной (предъявление действия и называние его);
2) использование описания: описание значения может быть выражено
3) использование перечисления – прием, состоящий в перечислении слов, обозначающих часть чего-нибудь, либо вид, род: мебель – стол, стул, шкаф; береза, дуб, клен – дерево;
4) использование синонимов: в качестве синонимов могут выступать адекватные друг другу единицы, но в языке трудно найти такие пары слов, которые были бы абсолютно синонимичны по значению: здесь – тут ;
5) использование антонимов – прием, актуальный на всех этапах обучения новому языку, нужно помнить, однако, о многозначности и о разной способности антонимов сочетаться со словами: черствый (несвежий) хлеб – свежий хлеб, мясо, молоко, сметана; черствый человек – отзывчивый человек;
6) указание на словообразовательную ценность слова , для этого учащийся должен знать: какие есть в слове морфемы; иметь представление о значении морфем;
7) ипользование контекста – предъявление текста, который позволяет учащемуся самому догадаться о значении слова;