Презентация к пособию "Знай и охраняй природу родного края"
Презентация к пособию "Знай и охраняй природу родного края"
Цель: формирование предпосылок экологического сознания, основ экологической культуры и познавательного интереса.
Задачи:
- знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее, а также с редкими и охраняемыми видами, представителями Амурского края; - продолжать знакомство с правилами поведения на природе, природоохранными мероприятиями с целью сохранения приумножения природных богатств и исчезающих видов животного и растительного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к пособию "Знай и охраняй природу родного края"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 17»
«Знай и охраняй природу родного края»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы – составители: Т.В. Панасенко, Г.В. Чикунова
г. Белогорск
2017 г.
Содержание методического пособия «Знай и охраняй природу родного края»:
Познавательная информация:
«2017 год – год экологии в России»
«Край родной – Амурский» (карта Амурской области)
«Красная книга Амурской области»
Перечень охраняемых видов животного и растительного мира Дальнего Востока
«Знай и охраняй» (краткий обзор некоторых представителей флоры и фауны Амурского края)
2. Познавательно – игровые задания для детей
(описание и методические рекомендации по их организации)
«Растения и животные Амурского края» (лото)
«Собери целое» (разрезные картинки)
«Кто где живёт» (лабиринт)
«Этого не следует делать в лесу» (наглядно – практический материал)
«Край родной – Амурский»
Амурская область расположена в основном в лесной зоне, большая часть территории покрыта таёжной растительностью.
Разнообразие природных условий определяет богатство животного мира Амурской области.
Для охраны типичных природных ландшафтов и изучения жизни животных в естественном состоянии в 1963 году в области созданы Зейский и Хинганский заповедники. Также на территории области имеется ряд заказников.
Важное значение в этих условиях приобретает бережное отношение населения к животному миру.
Долг каждого вести себя так, чтобы не нанести природе ущерба .
Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Амурской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных, дикорастущих растений и грибов, обитающих и произрастающих на территории Амурской области.
АКТУАЛЬНОСТЬ Обретение экологической культуры в настоящее время – насущная необходимость для всех людей, всех народов планеты. Очевидно, что без осознания экологических проблем, без осознания продуманного взаимодействия с природой, бережного отношения к ее богатствам невозможно сохранить планету для будущих поколений. Экологическую культуру нужно интенсивно развивать одновременно и у взрослых, и у детей на всех этапах их обучения. В дошкольном возрасте при правильном воспитании у ребенка можно сформировать начала экологической культуры, включающие в себя элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы ( познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.
Цель: формирование предпосылок экологического сознания, основ экологической культуры и познавательного интереса.
Задачи:
знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее, а также с редкими и охраняемыми видами, представителями Амурского края;
продолжать знакомство с правилами поведения на природе, природоохранными мероприятиями с целью сохранения приумножения природных богатств и исчезающих видов животного и растительного мира.
Как работать с пособием
Как работать с пособием (комментарий к содержанию)
Методическое пособие «Знай и охраняй природу родного края» предназначено для педагогов – дошкольников. Основной теоретический материал представлен в познавательной информации.
В пособии представлены 3 дидактические игры и наглядно-дидактический материал для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Успех обучения зависит прежде всего от степени осознания решаемой задачи. Для этого целесообразно познакомиться с содержанием и материалами пособия, воспользоваться рекомендациями авторов. Разработанные авторами варианты реализации игрового содержания помогут педагогам познакомить детей с правилами и игровыми задачами. А главное - увлечь содержанием игры.
Предлагаемый учебно-дидактический комплект, составленный в соответствии с ФГОС по основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2016) поможет реализовать базисное содержание образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция содержания областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» позволит дошкольникам не только освоить знания о животном и растительном мире природы Амурского края, но и обогатить природоведческий словарь, сформировать положительные нравственные качества – сочувствие и отзывчивость, умение правильно оценивать положительные и отрицательные поступки людей.
Данное методическое пособие применимо к любым образовательным программам дошкольного образования.
Работа с пособием в совместной деятельности детей и взрослых
Использование пособия в самостоятельной детской познавательно – коммуникативной деятельности.
Дидактическая игра – лото
«Растения и животные Амурского края»
( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формировать представления детей о диких животных Амурского края, их отличительных особенностях. Называть и давать обобщающее определение животным основной группы (птица, зверь, растение). Развивать мышление, внимание, память и речь.
Игровая задача: к карточкам с изображением животных подобрать изображение схожее по цвету, форме, отличительным особенностям.
Игровой материал: 4 большие карты с изображением животных и 24 маленькие карточки.
Кол-во игроков: по количеству больших карт
Описание игры и приемы проведения
Форма организации игры может быть индивидуальной и подгрупповой. Данная дидактическая игра имеет несколько вариантов - заданий.
1 вариант«Назови животное» - педагог показывает маленькую карточку и предлагает детям назвать животное или растение леса, его отличительные признаки, после чего наложить маленькую карточку на него.
2 вариант«Покажи, кого назову» - педагог просит детей найти и показать названное животное (краткие сведения о животном, место обитания, питание и т.д.)
3 вариант«Кто быстрее подберет» - педагог – ведущий предлагает подобрать картинки правильно и быстро. Кто быстрее всех справится с заданием, тот получает фишку. Дети меняются большими картами, игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра
« Сложи картинку»
(разрезные картинки)
Цель: знакомить детей с местом обитания и произрастания объектов живой природы. Совершенствовать умения сравнивать предметы по внешним признакам, составлять целое из частей. Выделять особые признаки с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Учить определять пространственные направления, обозначать их словами. Активизировать мышление, внимание, память. Воспитывать желание охранять природу.
Игровая задача: побуждать детей собирать целое из частей. Замечать не только ярко выраженные свойства предметов, но и скрытые, менее заметные.
Игровой материал: картинка - образец, разрезные части.
Описание игры и приемы проведения
Форма организации игры – подгрупповая, индивидуальная. Можно использовать, как дидактическое упражнение (собери и назови).
1 вариант«Кто первый» - на столе перед игроками раскладываются и перемешиваются все детали. Игрокам необходимо, как можно быстрей выбрать все необходимые фрагменты и собрать целое изображение животного или растения. Побеждает тот игрок, который первым справился с заданием.
2 вариант«Кто бы это мог быть» - назвать объект живой природы по фрагменту, дать краткое описание его внешнего вида, места обитания, питания.
Дидактическое упражнение
«Кто где живет»
Цель : познакомить детей с местом обитания представителей животного мира. Выделять особые признаки объектов с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Определять пространственные направления. Упражнять в составлении небольших рассказов. Активизировать мышление, речь.
Игровой материал : карта с изображением животных, мест их обитания.
Методические рекомендации по проведению:
Перед началом упражнения дать возможность детям рассмотреть все изображения, уточнить их названия, предложить самостоятельно определить, что нужно сделать.
Обязательно провести предварительную работу, т.е. рассмотреть с детьми энциклопедии, иллюстрации с данными представителями живой природы; дать знания детям о местах обитания, причинах уменьшения популяции, как можно сохранить исчезающие виды.
Использование наглядно – практического материала в образовательной деятельности
«Этого не следует делать в лесу»
Цель :
формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе; сформировать убеждения о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Задачи:
познакомить с правилами поведения в природе;
формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
обогащать природоведческий словарь детей;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе
В ходе реализации цели и задач данного пособия должны быть достигнуты следующие результаты:
Дети знают и называют:
- животных и растения, занесенные в Красную книгу Амурской области;
- места обитания, особенности питания и поведения животных;
- разрешающие и запрещающие правила поведения при общении с природой;
- природоохранные действия человека для сохранения малочисленных видов.
Дети умеют:
- выбирать объект для описательного рассказа;
- находить интересующую их информацию посредством СМИ, книжных и энциклопедических изданий, общения с взрослыми и сверстниками;
- оценивать свои поступки и поступки окружающих в отношениях с объектами природы; выполнение правил охраны и поведения на природе.
(Просмотр ВИДЕО) Применение знаний в сюжетной игре «Журналисты»
Литература:
« Красная книга Амурской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов » : официальное издание /Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области/. Благовещенский государственный педагогический университет. – Благовещенск: Издательство БГПУ, 2009 г.
« Животные » (полная энциклопедия) – подробные сведения о мире животных в ярких рассказах и иллюстрациях. Издательство Эксмо, Москва 2016 г.
С.Н.Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве » . Экологическая тетрадь для детей шестилетнего возраста « Познаём природу – готовимся к школе » . М.: Просвещение, 2011.