и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное,
аудиальное или кинестетическое представление,
связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти,
различные типы модификации для упрощения запоминания.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения и припоминания информации.
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Мнемотехника помогает упростить для детей
процесс непосредственно-образовательной
деятельности.
Дети обучаются в интересной игровой форме,
без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников
обусловлена тем, что как раз в этом возрасте
у детей преобладает наглядно-образная память,
и запоминание носит в основном непроизвольный характер:
дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.
И её можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).
2этап: Работа с мнемодорожками.
Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов,
а так же учим детей «читать» простые предложения
из 2-3 слов без предлогов и союзов.
3 этап: Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы используют:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков
самообслуживания
при ознакомлении с основами
безопасности жизнедеятельности
Мнемотаблица должна соответствовать ряду требований :
чётко отражать основные свойства и отношения,
которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной
для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех
образовательных областях.
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства
и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей
и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога;
педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей
огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности
и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно