Презентация рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда, Дороге жизни, для чего она была создана, почему ее так назвали и какую роль она сыграла в спасении ленинградцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для детей 5-6 лет "Ладожское озеро"»
Ладожское озеро
Презентацию составила:
Вопитатель: Кузьмина С.А
МБ ДОУ дскв «Кирпичики»
Асбестовского городского округа
ЛадогеВладимир Иванов
Свирепа Ладоги волна, Что бьётся грудью о песчаник. Ты бойся силы этой, странник, – Она потешится сполна! На гребень с шуткой вознесёт И брызным кружевом оденет, Догонит, стукнет, мылом вспенит, С себя стряхнув в пучину вод… Ты ей и в штиль не доверяй - Она, как женщина, коварна: Сейчас добра и лучезарна, Мгновенье – буря через край! Что ж делать с Ладогой моей? Лишь уповать, поди, на Бога. Любить и потакать немного, Как младшей изо всех морей!
ПЕСНЯ О ЛАДОГЕСтихи В. БОГДАНОВА Музыка народная. Обработка Л. ШАЦА
Сквозь штормы, бури, через все преграды
Ты, песня Ладоги, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду - Другой дороги не найти.
Но вот пройдут года войны суровой, Залечит раны город мой.
Народ запоёт песню с новой силой,
Поёт о Ладоге родной!
Наступление фашистских войск на Ленинград началось летом 1941 года. 8 сентября 1941 года немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
В умах простого человека дорога жизни в годы блокады Ленинграда - это ледовая дорога через Ладогу, на самом деле дорога жизни имела три составляющие:
Непосредственно перевозки людей и грузов по льду через Ладогу.
Перевозки по воде, в период навигации, силами Ладожской флотилии и приданной ей судами речного флота.
Подводный трубопровод для доставки в Ленинград нефтепродуктов по дну Ладожского озера[ действовал с июня 1942 г, до прорыва блокады] Пока он не начал работать город был без тепла и света.
Дорога, проходившая по воде
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.
Эвакуация населения Ленинграда по Ладожскому озеру
Поверхность Ладожского озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года. 14 числа часть кораблей прорвалась к городу торя путь из последних сил.
Ледовая дорога
20 ноября толщина льда достигла180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября наступил тот долгожданный день когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
Однако в первое время условия работы на трассе были чрезвычайно тяжелыми. Лед на озере не достиг еще повсюду достаточной прочности, на нем часто появлялись опасные разводья и трещины, иногда лед не выдерживал тяжести машин и проваливался.
Уже 26 ноября 1941 г. всю дорогу из-за «усталости» льда пришлось переносить на новую трассу. За первый месяц работы дорога переводилась на новые трассы 4 раза
Трассы, проложенные по льду Ладожского озера
Противник со своей стороны стремился жестокими бомбардировками с воздуха и огнем артиллерии сорвать ледовые перевозки. К 1 февраля 1942 г. при следовании по ледовой трассе Ладожского озера затонуло 327 автомашин.
Ленинград смог продержаться 872 дня благодаря дороге жизни. 47 километров от Ленинграда до поселка Осиновец, дальше — по Ладожскому озеру, зимой по льду, а в период навигации катерами и баржами-блокадками до деревни Кобоны, Большой Земли. По этому пути было доставлено более 1,5 млн тонн грузов, продовольствия и топлива, а главное – из осажденного города вывезли сотни тысяч людей.
Кабель жизни
высоковольтный кабель , проложенный по дну Ладожского озера , для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной ВолховскойГЭС . Назван по аналогии с « Дорогой жизни ». Прокладывался с августа по ноябрь 1942 года силами Ладожской военной флотилии . Благодаря подводному заложению кабель был недосягаем для авиации и артиллерии немцев. Всего было проложено пять ниток кабеля.
Трубопровод
Весьма сложной задачей являлось снабжение города топливом. Еще в начале года группа специалистов штаба тыла Ленинградского фронта внесла предложение проложить по дну озера трубопровод для подачи на западный берег жидкого горючего.
Главную трудность строительства сооружения представляла укладка на грунт тяжелых четырехдюймовых стальных труб, изготовленных Ижорским заводом для нефтяных скважин. Но сварщики экстра-класса Г. И. Ломоносов, М. Ф. Шепилов и главный инженер отряда подводных технических работ офицер В. К. Карпов предложили сваривать трубопровод частями — «плетями» по 1000 — 2000 метров, подвешивать на бревнах и буксировать на места, указанные гидрографами, и там притапливать. Оставалось водолазам, находившимся на грунте, точно укладывать «плети» на подготовленный грунт и сваривать.
Проводилась опасная самоотверженная работа под частыми бомбежками авиации противника. Но ничто не смогло сломить волю и мужество строителей. Подводный трубопровод был уложен к 14 июня 1942 года.
Трубопровод был неуязвим для артиллерийского обстрела и ударов авиации, его использование не зависело от погоды. Благодаря наличию этого сооружения высвободилось значительное количество автомашин и наливных барж.
Железная дорога
Во исполнение Постановления Государственного Комитете Обороны от 21 ноября 1942 г. Военный Совет Ленинградского фронта принял решение о строительстве свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро, протяженностью 33 км. Срок окончания работ был установлен 30 января 1943 г
Очень мало информации можно найти о строительстве этой железной дороги. Прежде всего, видимо, потому, что полностью построена она так и не была. Идея состояла в том, чтобы построить очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо большее количество грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Она должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно строилось два пути - узкоколейной и нормальной ширины.
Строительство началось с исследования дна озера водолазами.
Затем во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны.
Укладка прогонов
Укладка железнодорожного пути
Участок эстакады на Ладоге
Обкатка паровозом готовой эстакады
План свайной железной дороги
Дорогу не закончили
Надо представлять в каких условиях велось это строительство: каждодневные бомбежки, голодые строители (в основном женщины), ночующие в палатках, плохой лед, который то ломается под машинами, то отрывается, то просто сдвигается в сторону и всю работу приходится начинать сначала.
Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда участвовавшие в строительстве.
18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.
Последствия
70 лет назад закончилась война, 71 год прошел со дня прорыва блокады, но до наших дней со дна Ладожского озера поднимают машины.
На дне Ладожского озера богатейший подводный музей. Десятки единиц техники военного времени.
Это ЗИС, бензовоз, цистерны, баржа, которая перевозила грузы, части трубопровода и железнодорожных рельсов. Есть даже останки кораблей и немецкого бомбардировщика.
Работы по подъему артефактов блокадной эпохи будут продолжены. В планах дайверов перенести их со дна озера на берег, превратив кладбище техники в полный жизни военный музей.
Памятник героям дороги жизни на берегу Ладожского озера.
Потомок, знай!
В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы Ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда.
Экологические проблемы Ладогине связаны с созданием дороги жизни
Ладожское озеро в наши дни
Некогда самое чистое, самое большое в Европе, Ладожское озеро нынче превратилось в отстойную яму для промышленных , сельскохозяйственных и других стоков. Около шестисот промышленных предприятий и 680 агропромышленных комплексов сбрасывали и продолжают сбрасывать свои промышленные стоки в некогда девственно чистые воды Ладоги.