Просмотр содержимого документа
«Помощнику воспитателя»
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер,
А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова,
Ф. Фребель).
Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Режим занятий :
1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях : задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами
1. Головоломки
1. Учить составлять квадрат
из разных геометрических фигур.
2. Развивать восприятие и пространственные представления.
2. Учить выделять часть и находить элемент предмета.
4. Мастерская форм
1. Учить составлять прямолинейные формы из палочек.
2. Развивать зрительную память.
5. Чудесный мешочек
1. Учить выделять особенности предмета.
2. Развивать зрительные и осязательные впечатления.
6. Спортсмены строятся
1. Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине.
2. Развивать внимание.
7. Угадай что спрятано
1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.
2. Развивать восприятие внимание.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Ход : В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
Материал. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» М.: ВАКО, 2009.
2. Е.В.Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Москва, 1998.
3.. З.А.Михайлова «Математика от трёх до семи». Санкт-Петербург, 1996.
4. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
5. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
6. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
7. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
8. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
9. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
10. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
Список литературы для детей
1.Солнечные ступеньки. Математика, часть 1.Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
2.Солнечные ступеньки. Математика, часть 2.Для детей 5-6 лет. - М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
3.Колесникова Е.В..Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016.(Математические ступеньки).
4.Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 1. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
5. Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 2. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
6.О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 1до 5.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.
7. О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 6до 10.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.
8.Игры каждый день. - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014.-32 с.-(Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).