Просмотр содержимого документа
«Польза развития гибкости у дошкольников»
ПОЛЬЗА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Что такое гибкость?
Гибкостью называют «способность достигать наибольшей величины
размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном
направлении».
В теории и методике физического воспитания гибкость принято делить
на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека
выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движений, а вторая — его способность выполнять те же двигательные действия, но уже с максимальной амплитудой движений.
Гибкость является одним из основных двигательных качеств.
ДЛЯ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ГИБКОСТЬ?
Развитие гибкости у детей дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:
укрепить суставы и связки;
укрепить мышечные волокна;
сделать мышцы более эластичными;
предупредить травмы.
Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.
Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.
Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Малыши очень часто гибкие от природы, по крайней мере, большая их часть. Тем не менее, это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.
Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку,
чем в более старшем возрасте.
Если заниматься с крохой с
рождения, к моменту
поступления в школу
он не утратит природной
гибкости, заложенной в нем на
генетическом уровне.
Правда ли, что девочки более гибкие?
Это действительно так: девочки в большинстве своем от природы отличаются повышенной гибкостью. Это связано с особенностями их организма, а точнее, с повышенным количеством содержания в мышцах коллагена и эластина.
Между тем нужно понимать, что дети дошкольного возраста, независимо от пола, будут настолько пластичными, насколько это заложено в них природой. То есть если у мальчика мама с легкостью садится на продольный и поперечный шпагат, не занимаясь гимнастикой и упражнениями для развития гибкости, то и он, скорее всего, унаследовал ее пластичность.
Негибкие от природы дети могут целенаправленно работать над совершенствованием функций своего тела, также добиваясь позитивных результатов. Но для того, чтобы растяжка была эффективной, необходимо предварительно подготовить тело, тщательно размяться до повышения температуры в мышцах.
Какие факторы влияют на развитие гибкости?
Главные факторы, оказывающие влияние на развитие гибкости:
анатомическое строение суставов, их формы и площади;
длина и эластичность связок;
особенности задействованных мышц;
состояние отвечающих за тонус мышц нервных центров;
пол и возраст;
наследственность;
температура мышц;
время дня;
тип предыдущей деятельности и пр .
Роль психоэмоционального состояния
Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста выполняли упражнения по развитию гибкости в хорошем настроении. Позитивные эмоции будут способствовать активизации деятельности вегетативных органов.
Кроме того, положительный настрой станет залогом увеличения частоты сердечных сокращений и повышенной работоспособности всего организма. В целом ребенок, который выполняет упражнения с удовольствием, сможет достичь результатов гораздо быстрее, чем малыш, которого заставляют работать.
Температура мышц и окружающей среды
Необходимо выполнять упражнения на развитие гибкости при правильной температуре мышц. Именно от этого фактора будут зависеть показатели их эластичности. Ни в коем случае нельзя начинать выполнять упражнения для гибкости без разминки.
Важной является не только температура мышц, но и окружающей среды. Мышечная деятельность сильно зависит от температурных скачков. Чем ниже температура воздуха, тем менее эластичны мышцы, что может привести к травмам во время занятий.
Если занятия проводятся на открытом воздухе в холодную погоду, необходимо контролировать, чтобы ребенок особенно тщательно разминался.
Время дня и характер предшествующей деятельности
Физическое состояние человека, в том числе детей дошкольного возраста, отличается в зависимости от времени суток. Так, например, у подавляющего большинства дошкольников активность ранним утром снижена, они слишком расслаблены и не сосредоточены после продолжительного ночного сна.
Если занятия на развитие гибкости все же проводятся утром, то разминка должна быть продолжительной и активной. Наиболее эффективными считаются вечерние тренировки, когда органы и системы детского организма находятся в «боевой готовности».
Также важно и то, что делал ребенок перед занятием по развитию гибкости. Важно, чтобы ребенок не был слишком уставшим перед занятиями.
Каковы особенности тренировки для развития гибкости у дошкольников?
Дети дошкольного возраста способны справиться с большинством упражнений на растягивание и гибкость, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события. Важно, чтобы упражнения, направленные на развитие гибкости, проводились в совокупности с умеренными физическими нагрузками, которые будут способствовать укреплению мышц, связок и помогут исключить травмы.
Кроме того, методика упражнений для развития гибкости детей должна быть разработана с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
Чтобы упражнение было понятным для ребенка, необходимо использовать визуальные образы: они помогут правильно выполнить его, так как создают четкие «рамки» движений.
Не все дети готовы справляться с ощущениями, вызванными стретчингом (растяжкой), что может привести к снижению работоспособности и нарушениям техники выполнения упражнений. Чтобы исключить эти неприятные моменты, необходимо подбирать для детей доступные упражнения, настаивая на регулярном их выполнении. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично .
Таким образом, успешность развития гибкости у детей дошкольного возраста основана на принципах: доступности, постепенности и регулярности.
В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. Крайне необходимо уделять особое внимание развитию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологические предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии выносливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений, что приведет к нежелательным последствиям в будущем.