ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего развитию личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое общение»
Педагогическое общение
ОБЩЕНИЕ– связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Структура общения
Интерактивное:
организация взаимодействия
между общающимися или
обмен знаниями, идеями,
мнениями, действиями.
Коммуникативное:
обмен информацией
между общающимися.
Перцептивное:
Процесс восприятия и познания
друг друга партнёрами по общению
и установления на этой основе взаимопонимания
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ– это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего развитию личности.
Основа педагогической технологии общения
«Открытие ребенка на общение»
«Возвышение ребенка в общение»
«Соучастие ребенка в общение»
Направлено на создание педагогом комфортных условий
Происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа.
Реализуется через операции демонстрации расположенности, проявление интереса, оказание помощи.
для проявления ребёнком познавательной, творческой
активности во время совместной деятельности.
Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Именно общение способствует возникновению и становлению, формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности как обучаемых, так и обучающих.
Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию педагогом взаимопонимания и взаимоотношений с воспитанниками с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.
Средства педагогического общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.
Технология реализации педагогического общения
1 стадия
- моделирование педагогического общения
Стадии:
2 стадия
- организация непосредственного общения
3 стадия
- управление общением
4 стадия
- анализ хода и результатов осуществлённой технологии педагогического общения
Стили педагогического общения
Авторитарный.При этом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Либеральный.Для либерального стиля характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Оценка детей либеральным учителем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные отметки, в плохом — негативные.
Демократический.При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Попустительский.Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. При попустительском стиле учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.
Игнорирующий.Преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.