Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия формирования гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Педагогические условия формирования гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
в ДОУ
Что такое гуманность?
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление»
В.Сухомлинский
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает
«человечность» (humanitas- «человечность»). Гуманность- это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу
Характеристика гуманных отношений
Доброжелательному отношению свойственно:
Отзывчивому отношению свойственно:
умение доставить приятное, радостное другим с помощью приветливого обращения, угощения чем-либо вкусным, предложения своих игрушек, оказания услуг.
умение разделить радость и огорчения других, предложить способ отвлечения (поиграть, почитать), помочь преодолеть отрицательные переживания, откликнуться на просьбу товарищей .
Характеристика гуманных отношений
Внимательному отношению свойственно:
Заботливому отношению свойственно:
уметь заметить и понять переживания других, поддержать положительные отношения, помочь преодолеть, облегчить отрицательные.
уметь оказать ту или иную услугу другим, поухаживать за ними (помочь одеться, раздеться, выполнить задание на занятии)
Воспитание гуманностив старшем дошкольном возрасте
Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д.
О сформированности у дошкольника гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь своему сверстнику, способности чем-то пожертвовать ради другого.
Средства воспитания гуманных чувств у детей
Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература.
Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.
Методы воспитания
Ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой;
Этические беседы;
Решение вербальных логических задач.
Педагогические условия по формированию гуманных отношенийк сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Организация предварительной работы (беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы)
Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей
Руководство сюжетно-ролевой игрой
Использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим