«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа.” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа.” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Патриотизм – это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином Казахстана.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Задачи по формированию патриотизма: 1. Прививать чувство любви и привязанности к своей семье, своему дому, селу, формировать понятие малой Родины. 2.Расширять географические представления о Казахстане. 3. Формировать бережное отношение к природе, ко всему живому. 4.Развивать интерес к народному творчеству, искусству, воспитывать уважение к культуре других народов. 5.Воспитывать интерес к изучению казахского языка.
Поставленные задачи в воспитательно-образовательном процессе мы реализуем с учётом разработанных приоритетных направлений: 1. Краеведение и поисковая деятельность (развитие творческой деятельности через изучение казахских обычаев, традиций) 2. Игровая деятельность (познакомить детей с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми; направленными на воспитание патриотизма; приобщать дошкольников к истории родного края, местным достопримечательностям через игровую деятельность) 3. Спортивно – оздоровительная деятельность (пропаганда лучших образцов ЗОЖ) 4. Музыкально – художественная деятельность (изучение произведений казахских писателей, поэтов и композиторов.) 5. Совместная деятельность педагогов и родителей (сотрудничество с семьями, организация взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания детей)
Воспитание патриотизма и развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. 1. Семья 2. Детский сад 3. Родная улица 4. Родное село 5. Страна . Столица. Символика. 6. Права и обязанности.
Но нельзя забывать и про творческие способности детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Не менее важным аспектом нашей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, истории традиционных элементов. («Я рисую Родину», «Сырмақ- красивый национальный ковер», «Моя любимая игрушка», «Предметы казахского быта» (элементы казахского узора).
Богат наш Казахстан традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, быт и труд. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года,с гостеприимством казахского народа, с почитанием старших и уважением младших, с рождением ребенка («Тұсау кесу», «Бесікке бөлеу»). Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. Излюбленной темой детей стали народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, как основы духовности и нравственности. («Светлый праздник Наурыз», «В семье единой»). В них уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные казахские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая ее более яркой, эмоциональной.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой («Тюбетейка», «Орамалтастамақ», «Арқаңтарту», «Ұшты-ұшты»).
Активно сотрудничаем с семьями воспитанников, родители являются не только помощниками детского сада, но и участниками формирования детской личности («Семья», «В семье единой», «Незнайка в гостях у ребят», Клуб для родителей. «Папа мама я» и т.д). Позиция родителей является основой семейного воспитания. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «Родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
Нами были проведены следующие мероприятия: - воспитательный час: «Государственные символы – флаг, герб и гимн.» - «многонациональный Казахстан», посвященный Дню языков. - день пожилого человека «Наши любимые дедушки и бабушки» рисунки детей. - областной (заочный) конкурс Эссе среди педагогов дошкольных организаций Акмолинской области по теме «Отаным - тагдырым» - конкурс драматизаций казахских сказок «Детский театр» - вечер стихов казахских поэтов. - конкурс рисунков на тему «Казахская земля Родина моя!» интеллектуальная игра (знатоки родного края) - день игры. «игры разных народов.» - традиции и обряды казахского народа. (показ слайдовый презентации) - -
Мы, воспитатели и воспитанники, активно принимаем участие во всех районных, областных, республиканских конкурсах в рамках реализации программы Рухани Жанғыру.
Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.