Игры с пальчиками для развития речи.
В жизни человека существует не долгий , по истине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивое формирование и обучение . И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «Нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью ребенок усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Развивать ребёнка с пелёнок – модно. Но педагоги и психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть ? Просто играть с ребёнком. Поверьте , это самое благодарное время провождения.
В настоящее время много сказано о «пальчиковых» играх, которые и обучением –то назвать сложно.
Весёлое, увлекательное и полезное занятие!
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому пренадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть ребёнка, тем лучше ребёнок говорит. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе почек и печени, а мизинец на работе сердца. А большой палец следует помассировать хорошо для активизации деятельности мозга и профилактику распираторных заболеваний. Кстати эта игра совершенно не противопаказана взрослым. Только сами решайте, какой пальчик нуждается в максимальном эффективном массаже.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами: у нас можно предложить упражнения «Бусинки – горошки»
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Ребёнок катает бусинку между ладошками. Повторяем упражнение несколько раз.
Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладоням шестигранного карандаша на развитие подвижности и гибкости рук:
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки и покачивает карандашом, как маятник у часов; затем указательным и средним пальцами и т.д. То же самое проделывают левой рукой:
А у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», и «Сороку – белобоку», «Козу рогатую». Эти игры относятся к народным играм – потешкам.
Потешка – это жанр устного народного творчества. Она вводит ребёнка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка – это весёлая народная школа для самых маленьких.
В игре «Моя семья» кроме игрового момента очень много положительных черт: развивается моторика руки – сгибание и разгибание пальцев; развивается память – нужно же запомнить, кто есть кто и кто за кем;
Развитие речи – последние фразы ребёнок может проговаривать сам:
Этот пальчик – дедушка, большой пальчик
Этот пальчик – бабушка, указательный палец.
Этот пальчик – папочка, средний палец
Этот пальчик – мамочка, безымянный палец.
Этот пальчик – я, мизинчик.
Вот и вся моя семья!
Сжимание пальцев в кулачок и разжимание.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух напровлениях. Во – первых, импульсы от рецепторов которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во – вторых, ребёнок слышит стихи, песенки запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стихотворение целиком. Если ребёнок совсем маленький – он учится распозновать звукосочетания, отдельные слова, а так же ритм речи и методику языка.
Работа по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальцев родителя, кулачки ребёнка осваивают окружающий мир.
Самое главное это массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук, мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а так же предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
Пальчиковые игры можно использовать как на занятиях, так и во время прогулок в индивидуальной работе с детьми. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш так же развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; рисовать, растирать в руках.
Мазайка – игры с разными мазайками так же улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Игры с пуговицами и бусинками – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание бус из пуговиц или бусин.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Пальчиковый театр – в наше время каждый знает о пользе пальчиковых кукол. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. Пальчиковый театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребёнок чувствует себя раскованно и свободно. Дети учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Игры с прищепками – развивает не только мелкую мотрику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать варьировать силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить.
Каждый пальчик ребёнка в школе должен быть и «самостоятельным» и ловким. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развивать координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразие сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.