Просмотр содержимого документа
«Особенности темперамента ребенка»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние.
Л. Н. Толстой
В.П. Вейдт, проректор по НМР
Калининградского областного института развития образования
Что говорит ФГОС ДО?
П. 1.2. Принципы ФГОС ДО:
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…
П. 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
П. 2.6. Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие ;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Познавательное развитие (согласно ФГОС ДО)
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Первичные представления :
о себе;о других людях;
о себе;
о других людях;
об объектах окружающего мира;о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
об объектах окружающего мира;
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
о малой родине и Отечестве;о социокультурных ценностях нашего народа;об отечественных традициях и праздниках;
о малой родине и Отечестве;
о социокультурных ценностях нашего народа;
об отечественных традициях и праздниках;
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе и об окружающей действительности
Что такое познание?
Познание – процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания.
Познание – это категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми.
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности.
Познание – процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления.
Познание – обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.
Стадии познавательного развитиядетей дошкольного возраста
Любопытство
Любознательность
Познавательный интерес
Познавательная активность
Избирательное отношение к предмету
Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого
Целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача
Стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы
Является предпосылкой обнаружения познавательного интереса
Появляются эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворения деятельностью
Осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта
Характеристика: появление устойчивых познавательных мотивов, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивации
2. Комплекс приемов, направленных на формирование устойчивой позитивной мотивации.
Соблюдение правила «пилюли».
+-+
3. Сказочная метафора* как способ предъявления информации.
* Метафора – это выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых Предметов описания и их отношений.
Способы эффективного построения линии познавательного развития детей в ДОО ( программно-методический комплекс «Диалог» )
4. Отсутствие упрощения содержательной стороны в сочетании с предельной доступностью формы, максимально адаптированной к особенностям мышления дошкольников.
отсутствие однотипных заданий; отсутствие повторяемости формы в процессе подачи информации; для более прочного усвоения материала меняется форма, формулировка заданий, вопросы и пр.
отсутствие однотипных заданий;
отсутствие повторяемости формы в процессе подачи информации;
для более прочного усвоения материала меняется форма, формулировка заданий, вопросы и пр.
Дополнительные рекомендации педагогу(на занятиях желательно…)
Удивлять детей.
Помогать детям каждый день совершать что-то новое – в первый раз.
Аристотель: «Познание начинается с удивления».
Г. Лихтенберг: «Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершать что-то новое».
Реагировать на ошибки детей как на естественную составляющую обучения и сделать так, чтобы дети не боялись ошибаться.
Стараться вызвать у детей, даже самых маленьких, любопытство и внимание к слову, к его значению и звучанию.
Р. Тагор: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».
Антисфен из Афин: «Начало образования состоит в исследовании слов».
Смешить детей.
К.Д. Ушинский: «Учить нужно весело!»
Внимание! В процессе любого занятия, игры путь познания должен лежать не от текста к картинке, а от картинки к тексту.
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Восприятие
Память
Внимание
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Носит непроизвольный характер (дошкольники не умеют управлять своим восприятием).
Основные сенсорные и перцептивные процессы :
обоняние, вкус, осязание;
слух;
зрение.
Комплексные процессы восприятия : восприятие предметов (окраска, величина, форма, структура, расположение в пространстве)
Эксперимент «Визуальный обрыв»
Особенности человеческого восприятия
Этапы развития восприятия 1. Использование сенсорных эталонов
Геометрические фигуры – восприятие формы
Спектральная гамма цветов – восприятие цвета
Дидактическая задача: сравнение воспринимаемого объекта в процессе работы с ним.
Этапы развития восприятия 2. Знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. 3. Внешнее восприятие предмета превращается в умственное: узнавание свойств объектов, отличие одних предметов от других, выяснение существующих между ними связей и отношений.
ПАМЯТЬ
Типы памяти:
наглядно-образная (лица, звуки, цвет предметов);
словесно-логическая (формулы, схемы, термины);
эмоциональная (чувства, переживания, эмоции).
Память
Интеллектуальное развитие
?
Виды памяти в зависимости от длительности хранения
информации:
1) кратковременная память;
2) долговременная память.
Пример упражнения на развитие зрительной памяти
возникает как бы само собой, без усилия воли; фиксируется то, что ярко, эмоционально.
возникает как бы само собой, без усилия воли;
фиксируется то, что ярко, эмоционально.
требует от человека волевых усилий для своего возникновения; необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
требует от человека волевых усилий для своего возникновения;
необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
результат возникновения интереса, увлеченности, вдохновения.
результат возникновения интереса, увлеченности, вдохновения.
ВНИМАНИЕ
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Свойства внимания
Объем внимания : количество объектов, которые ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени.
Устойчивость внимания: способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Распределение внимания: умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания: сознательный переход от одного объекта к другому.
Упражнение «Что потерялось?»
Упражнение «Чем отличаются?»
Упражнение «Закрась названный объект»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ?
1. Игровая деятельность.
дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; психологические/терапевтические игры; спортивные игры; театрализованные игры.