Просмотр содержимого документа
«Особенности темперамента ребенка»
Негосударственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Колледж Экономики и Права»
Учет особенностей темперамента
в работе с дошкольниками
Выполнила студентка 4 курса группа В-902 Кокорина Елена Ивановна
Учет индивидуальных особенностей детей
Холерик
Среди холериков попадаются дети, которых отличает глубина мысли, любознательность, большое трудолюбие. Однако эти положительные черты иногда сочетаются с завышенной самооценкой и недооценкой достоинств авторитета окружающих.
Таким детям недостает толерантности,
им присущи прямолинейность и
импульсивность в суждениях о
чьих-либо ошибках,
упущениях и т.д.
ребенок – холерикРекомендации педагогу
Делать критическое замечание чрезвычайно
осторожно, так как во время возбуждения до сознания ребенкака не доходят никакие аргументы и убеждения;
Содействовать осознанию недостатков своего темперамента при помощи тщательно подготовленных индивидуальных бесед, ролевых игр, шкал самооценивания, опросников;
Научить своевременно переключать свое внимание с объекта, вызывающего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект;
Чтобы привлечь внимание отвлекающегося ребенка, воспитателькак бы мимоходом может подойти и слегка прикоснуться рукой к его плечу или голове.
Учет индивидуальных особенностей детей
Сангвиник
наиболее благоприятная врожденная
основа индивидуальности;
характерна высокая трудоспособность;
легко входят в работу, без особых
трудностей переключаются с одного вида занятий на другой, быстро выполняют все умственные действия.
очень восприимчивы, сообразительны;
по своим нервно-психическим особенностям сангвиник настроен на доброжелательность.
негативные черты-поверхностность в выполнении порученных заданий, недостаточная усидчивость, пониженная требовательность к себе.
ребенок –сангвиникРекомендации педагогу
Достаточная загрузка детей двигательной энергией, организация интересных игр, поручений, ролей, требующей быстрой реакции, частая смена видов деятельности;
Контроль за организацией учеником своей жизненной направленности, режима труда и отдыха;
Подбадривание ученика, призыв к преодолению трудностей, рассказ о перспективах работы (стимулирование ученика к доведению начатого дела до конца);
Воспитывать в ученике ответственность, требовательность к себе, настойчивости в учебе.
Учет индивидуальных особенностей детей
Меланхолик
Любознателен, способен к различным размышлениям;
не хватает воли и уверенности в себе, стойкости в
преодолении трудностей;
могут наблюдаться утрата логичности мысли, замкнутость, раздражительность, недоброжелательность, зависть, частые и резкие перепады настроения при доминировании пониженного тонуса;
отличаются низкой работоспособностью.
под действием разнообразных раздражителей (осложнение в выполнении учебных заданий, во взаимоотношениях с учителем или ровесниками) их нервная система быстро истощается, оказывается в заторможенном состоянии.
Низкий нервный тонус часто приводит
к состоянию тревожности, даже угнетенности .
ребенок - меланхоликРекомендации педагогу
Принимать во внимание их быструю утомляемость – как физическую, так и умственную, предоставлять по возможности больше времени для отдыха;
Спрашивать и вызывать к доске лучше на начальных этапах урока;
Следить за адаптацией к новым условиям деятельности, особенно при переходе из начального звена в среднее (резкое повышение нервных нагрузок);
Рационализация режима труда и отдыха;
Систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы дает ученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность),добиваться лучших успехов в учебе.
Учет индивидуальных особенностей детей
Флегматик
большая трудоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей.
инертность мысли, медленное вхождение
в работу, затрудненное переключение с одного
умственного действия на другое;
замедленная адаптация к новым условиям труда.
вялость поведения, апатичность,
откровенная леность.
ребенок - флегматикРекомендации педагогу:
По возможности давать детям больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски;
Практиковать вместо устного письменный опрос, диктанты проводить в индивидуальном порядке после уроков;
Приучать учеников – флегматиков постоянно следить за расходованием времени на выполнение учебных заданий (планирование деятельности);
Привлекать к подвижным играм(особенно на воздухе), к участию в спортивных соревнованиях;
Организовать сотрудничество медлительных учеников с их более подвижными сверстниками (посадить за одну парту);
Растормошить вялых, разбудить их самолюбие, активизировать эмоциональную сферу, чтобы создать интенсивное волевое напряжение – вот основной принцип преодоления инертности детей-флегматиков.
Эффективность индивидуального подхода
Снижение проявлений дезадаптации
Гармонизация показателей эмоционально-вегетатативной сферы