Рабочая программа по развитию детей 3-4 лет разработана в соответствии с ООП «Детского сада №1 «Гульчачак», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72. 2
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
. • Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по сенсорике для дошкольников»
Рабочая программа на тему:
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Воспитатель : Бимеева Гульнур Камилевна
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы .
В соответствии с действующим ФГОС в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
План работы с детьми на год.
Сентябрь.
1 «Спрячь мышку» Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
2 «В царстве фигурок-человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведение пальцем контура фигур.
Октябрь.
1. «Игры с мячами» Обучение соотнесению по величине трёх предметов.
2. Аппликация «Платочки для фигурок-человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приёму обследования формы - обведению пальцем контура фигур.
3. «Разноцветные комнаты» Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.
4. Аппликация «Салфеточки для фигурок – человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведение пальцем контура фигур.
Ноябрь.
1. «Кто где спит? » Ознакомление детей с пятью геометрическими фигурами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.
2. «Построим башню»
Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами. Обучение соотношению 2-3 рядов величин между собой.
3. «Разноцветные комнаты» Закрепление знаний основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.
4. «Гости» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
Декабрь.
1 «Окраска воды» Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлый» «тёмный» «светлее» «темнее».
2. Аппликация «Ёлочки» Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины.
3. «Найди предмет такой же формы» Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Январь.
1. «Кто выше? » Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчёта.
2. «Лесенка»
Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объёмными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.
3. «В царстве царя – Разноцвета» Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.
Февраль.
«Разбитые тарелки» Развитие глазомера детей.
2. «Построим домики для фигур» Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
3. «Кто скорей свернет ленту» Обучение выделению параметров величины предметов.
Март.
1. «Завяжем мишкам банты» Обучение выделению параметров величины предметов.
«Путешествие на лесную поляну» Обучение выделению параметров величины предметов.
«Геометрическое лото» Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу.
Апрель.
1. «Чудесный мешочек» Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
2. «Что изменилось? » Обучение выделению параметров величины предметов.
3. «Достроим домики» Развитие глазомера детей.
«Составные картинки» Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
Май.
1. «Какой формы предметы в нашей группе» Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
2. «Вышиваем ковер» Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.
План работы с родителями на год.
Сентябрь.
Беседа на тему: « Особенности сенсорного развития детей».
Папка-передвижка «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет».
Октябрь.
Наглядная информация « Игры для сенсорного развития детей».
Беседа на тему: « Как помочь ребенку в сенсорном развитии?».
Ноябрь.
Папка-передвижка « С чего начинать обучение ребенка цветам?».
Консультация на тему: « Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей».
Декабрь.
Папка- передвижка «Сенсорика».
Консультация на тему: « Развитие мелкой моторики с помощью пуговиц».
Участие родителей в создании изготовлении дидактических игр.
Январь.
Беседа на тему: « Сенсорное воспитание детей в повседневной жизни».
Игры между родителями с занимательным материалом.
Февраль.
Памятка для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет
Выставка дидактического материала.
Март.
Презентация . Консультация на тему: « Развитие мелкой моторики у детей».
Апрель.
Беседа на тему: « Раннее сенсорное воспитание»
Папка-передвижка «Развивающие игры для малышей».
Май.
Выставка литературы по сенсорному развитию.Папка –передвижка « Дидактические игры по сенсорному развитию».