Опытно – экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста
Опытно – экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста
Экологическое образование - это целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционально – чувственного, интеллектуального и деятельностно – практического компонентов.
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Систематизировать и углублять знания о неживой природе, с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опытно – экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста»
Опытно – экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста
Лавренчук И.Д.
Экологическое образование - это целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционально – чувственного, интеллектуального и деятельностно – практического компонентов.
Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Задачи: - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Систематизировать и углублять знания о неживой природе, с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата. - Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Содержание деятельности: 1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
Методы и приёмы:
Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).
Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).
Принципы составления опыта :
1. Принцип научности
2. Принцип целостности:
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
5. Принцип доступности
6. Принцип активного обучения
7.Принцип креативности
8. Принцип результативности
Эксперименты бывают :
* индивидуальные или групповые
*однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть
констатирующие
сравнительные
обобщающие
По способу применения эксперименты делятся
Демонстрационные
проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением
Фронтальные
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах.
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой.
Оборудование для игр с водой:
стол для игр с водой или таз;
бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)
пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
игрушки и приспособления для игры с водой;
природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
удочки-игрушки;
ложки, половники;
пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
стаканчики разного объема;
набор резиновых игрушек;
игра рыбалка;
ситечки, пинцеты, сачки;
водоплавающие свечи;
трубочки; губки; краски.
Одежда для проведения экспериментов:
— фартуки;
— халаты;
— медицинские перчатки;
— полотенца или салфетки.
Вода
Тема «Вода-Волшебница», дети учатся различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного летучего пара.
Тема «Лед - легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает - тает.
Тема «Пар - это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды.
Тема «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие координации движений, закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в воду разные по качеству предметы и понаблюдать за ними, охарактеризовать их.
Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы.
Усложнение: простая вода и солёная.
Тонет - не тонет
«Цвет воды»
Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.
Ход игры: Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Вкус воды»
Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.
Ход игры: Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
«Запах воды»
Цель: Выяснить имеет ли запах вода.
Ход игры: Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Картотека игр с водой
«Тонет- не тонет»
«Переливание воды из кружки в кружку»
«Вода принимает форму»
«Живая вода»
«Вкус воды»
«Свойства воды»
«Запах воды»
«Цвет воды»
«Испарение»
«Агрегатное состояние воды»
«Вода при замерзании расширяется»
Предметная среда
Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.
Экспериментируем
Как настоящие ученые «работаем в лаборатории».
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Вода — природный дар
Вода в морях и океанах, Озерах, реках и прудах. И без нее не обойтись нам Ни в селах, и ни в городах. Цените воду, берегите: Природой дан нам дар такой
Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!
Художественное слово о воде
Перспективный план работы с родителямиБеседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой. Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
Консультация для родителей: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» «Бумажная страна» Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы». Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).
«В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода.
Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного, что может превзойти ее.»
Лао-Цзы
Литература:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2015
Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание, 2004 №7
Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников, 2000 №7