Обучение с увлечением.
Тактильная книга долгое время считалась особой книгой, для особого ребенка. В настоящее время тактильная книга приобрела особое значение, в работе со всеми детьми. Это дидактическое пособие вызывает интерес у детей и помогает ему учиться думать, размышлять фантазировать с увлечением.
Тактильную книгу рекомендуется использовать с детьми от 4 лет, как пособие, развивающее тактильное и сенсорное восприятие, концентрацию внимания, развитие памяти и мышления, речемыслительную деятельность любознательность, творчество, а также навыки исследовательской деятельности. Играя с тактильной книгой, ребенок познает мир знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода не только визуально, но и через тактильные ощущения. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.
Главная функция тактильных книг была- помощь слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Использование тактильной книги актуально и в работе со всеми детьми т.к. позволяет процесс развития психических процессов, формирование эмоциональной и личностной сферы сделать более увлекательным и эффективным.
Название книги: Играем с Дино.
Книга состоит из страниц с разнообразными красочными заданиями. Персонажи игр и упражнений мобильны, (прикреплены на застежках-липучках) их можно перемещать в нужное место или на желаемую страницу, что значительно расширяет развивающие возможности пособия и отдельных заданий.
Игра №1 « Полёт бабочки».
Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания и сосредоточенности.
Детям предлагается проследить за полётом бабочки, запомнить и рассказать маршрут. Количество предметов, на которые бабочка приземляется, постепенно увеличивается и меняется их расположение.
Игра №2 « Школа весёлого Дино»
Цель: развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики руки, закрепление знаний цифр и порядкового счёта.
Дети считают разноцветные бусы, называют их количество а «Дино» показывает цифру соответствующую количеству бус.
Игра № 3 « Расскажи сказку»
Цель: развитие речемыслительной деятельности, памяти, и творческих способностей развитие эмоциональной сферы, умение решать проблемные ситуации.
Вариант №1
Классическое рассказывание сказки.
Вариант №2
Расскажи сказку по новому, с использованием других персонажей и декораций.
Вариант №3
Решение проблемных ситуаций.
« Что случиться если…»
Игра № 4 «Сказочные истории про Мишу и Машу»
Цель: развитие любознательности, сообразительности, формирование эмоционально - волевой сферы и коммуникативных навыков.
Детям предлагается вспомнить сказку Маша и Медведь. «Как только медведь увидел Машу, он ничего не смог сказать кроме вопросов. Дети придумывают продолжение вопросов.
- Кто…?
- Что…?
- Где…?
- Зачем…?
- Когда…?
Игра № 5 «Фанты»
Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование словесно-логического мышления и навыков исследовательской деятельности.
Задание №1 «Учимся выдвигать гипотезы.»
После того как дети достали предмет из кармашка. Ему можно задать вопросы, связанные с предметом.
Например
«Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше».
«Котята спали весь день».
Ребёнку предлагается найти 5 причин.
Задание № 2 Определение понятий.
Обращая внимание на предмет, ребёнку предлагают объяснить Дино, « Что такое карандаш, машинка.»
Играя с тактильной книгой, ребенок познает мир знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода не только визуально, но и через тактильные ощущения. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.
Главная функция тактильных книг была- помощь слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
Использование тактильной книги актуально и в работе со всеми детьми т.к. позволяет процесс развития психических процессов, формирование эмоциональной и личностной сферы сделать более увлекательным и эффективным