нетрадиционные формы изучения математики в старшей группе.
Нетрадиционные формы изучения математики в старшей группе.
Использование нетрадиционных форм организации детей на математическом занятии.Дети отправляются в интересное и увлекательное путешествие к Робинзону Крузо.На пути их ждёт много препятствий и приключений.Чтобы их преодолеть.надо решить простейшие,но интересные математические задания.Детям очень нравится такая форма проведения занятия.Они получают не только математические знания,но и хороший эмоциональный настрой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«нетрадиционные формы изучения математики в старшей группе.»
«Использование нетрадиционных форм
организации детей на математических
занятиях»
Соболева Н.И.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовке его к школе.
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т.е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились такие типы занятий, как классические комбинированные, итоговые. Но, наряду с традиционными занятиями, я уделяю большое внимание проведению занятий в форме увлекательных игр, т.к. еще В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления, понятия. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Свобода мысли, радость общения с взрослыми и друг с другом – это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить творческую активность дошкольников. Этому и способствует использование нетрадиционных форм организации детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Все занятия строятся в виде практических занятий. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления, материала. Создание игровой атмосферы на занятиях развивает познавательный интерес и активность детей, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Приходится много думать, искать, творить.
В своей практике я использую такие нетрадиционные формы занятий по математике, как:
Занятие-конкурс. Это:
КВН;
«Что, где, когда?»
Математическая викторина.
Игра-школа.
Это «Школа математиков», «Школа лесных жителей» и т.д.
Занятие-сказка.
Это занятие проводится на основе сюжета одной, хорошо знакомой детям сказке.
Например, в средней группе я проводила занятие по математике, основанное на сюжете сказки «Кто сказал «мяу»?» на протяжении всего занятия персонажи сказки помогали щенку узнать. Кто же сказал «мяу». В игровой форме предлагались различные математические задания, и дети с удовольствием помогали, на протяжении всего занятия, щенку их выполнять. В результате, занятие имело большой образовательный и воспитательный успех.
Занятие-путешествие.
Это любимая мною форма проведения нетрадиционных занятий по математике.
Сюда относятся такие игры-путешествия, как: «Полёт в космос», «Плывем к Робинзону Крузо», «В зоопарке», «В цирке», «Полет к Марсу», «Возвращение на Землю» и некоторые другие.
Эти игры время от времени повторяются, но успешно используются; также, как и другие виды нетрадиционных занятий по математике. Детям они не недоедают. Наоборот, каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему, как впервые.
При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.
На таких занятиях, как и на предыдущих занятиях-играх, ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на занятии! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Занятие – дидактическая игра.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение несет незапланированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия, то есть, применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения с дидактическим материалом хотя и служат учебным целям, но приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей – эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако, игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений, также, как и на предыдущих занятиях-играх, является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом введет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т.д.), в старшем возрасте – практическими и учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг).
Комплексные занятия.
Это занятия, на которых используются разные виды деятельности или направления: художественное слово, музыка, ИЗО, математика, познавательное развитие и другие виды деятельности.
Приведу пример одного из таких занятий, которое я проводила в старшей группе. Тема занятия: «Знакомство с часами». Наряду с тем, что на этом занятии, я закрепляла знания с детьми некоторых математических представлений (части суток, цифры, деление круга на части), это занятие имело и огромное познавательное значение. Я познакомила детей с историей возникновения часов. Дети узнали, что в давние времена люди могли узнавать время только по пению петуха, по солнцу. Потом они изобрели солнечные часы. Мы проводили опыты по действию солнечных часов. Дети узнали, что такие часы были удобны только в солнечную погоду, поэтому появилась потребность в изобретении песочных часов, но они тоже были не совсем удобны и, в конце концов, появились механические часы, а затем и электронные, кварцевые. Дети познакомились с устройством и действием механических часов.
В конце занятия дети учились «конструировать» из разных геометрических фигур часы самой различной формы (в виде домика, шара и т.д.). Занятие прошло очень успешно.
На каждом занятии я стараюсь заинтересовать, увлечь детей. Для этого, использую игровые, сюжетные моменты, красочный демонстрационный материал, дидактические игры.
У нас в группе имеется богатый математический уголок, где есть нетрадиционные, интересные игры, развивающие сообразительность, смекалку.
В качестве примера приведу разработки двух занятий-игр.
«Плывем к Робинзону Крузо».
Пр./зад. Упражнять в умении делить целое на 2 и 4 части. Закрепить пространственные представления: слева, справа, вверху, в середине. Учить составлять задачи по заданным числам. Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
Ход занятия.
– Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.
А есть среди вас такие?
Это мы проверим, когда вы выполните три задания.
Слушайте внимательно!
Ёж спросил ежа – соседа:
– Ты откуда, непоседа?
– Запасаюсь я к зиме:
Видишь, яблоки на мне.
Собираю их в лесу:
Пять унес, да два несу.
Призадумался сосед:
– Это много или нет?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Игра «Ночь – день».
Воспитатель тихо произносит слово «Ночь» – дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает задания: «6 – это 5 и…». Дети думают. Затем он говорит: «День» – дети «просыпаются», поднимают руки и по одному отвечают:
6 – это 5 и …
8 – это 6 и …
9 – это 5 и …
– Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправляться в путешествие.
Проходите на корабль. Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом.
Итак, в путь!
Наш корабль подходит к острову попугаев. Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы составить и решить задачи вот по этим данным числам:
8
4
5
+ 1
9
3
6
5
8
9
– 1
6
7
4
Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.
И дети снова отправляются в путь. Перед ними – остров обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников задание: найти сходство и различия двух домиков.
Выполнив задание, дети плывут на остров слонов. Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием.
Вот его примеры:
5 + 1 = 10 – 1 =
6 + 1 = 9 – 1 =
7 + 1 = 8 – 1 =
Дети с радостью помогают слоненку найти ответы.
– А вы правильно поступили?
Можно ли за слоненка выполнять домашнюю работу? Как надо было поступить? (Объяснить, но не решать).
– А теперь объясните слоненку, как надо решать такие примеры.
Слоненок все понял. В благодарность дети получают от него «ананасы» и «бананы» (иллюстрации). Дети прощаются со своим новым другом – и снова в путь!
– Что это? Необитаемый остров? дети, наш корабль захватили дикари.
Пока вы не выполните их задание, они нас не выпустят, потопят корабль.
Быстрее, дети! Быстрее за работу! Ой, что это? На палубе – вода. Кто-то из дикарей все-таки успел пробить наш корабль.
Ищите пробоины!
Задания:
Какое количество кружков надо нарисовать в пустой клетке. Обозначьте цифрой.
Пробоины найдены.
– А вот сам Робинзон Крузо! Встречайте его. (Дети хлопают в ладоши).
– Как все повзрослели! И, наверное, стали еще сообразительнее! А, ну-ка, я проверю:
«На большом диване в ряд
Куклы танины стоят:
2 матрешки, Буратино
И веселый Чиполлино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки».
– Молодцы ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.
Математический КВН (старшая группа).
Пр./сад. Учить различат квадрат и прямоугольник ,познакомить с некоторыми признаками этих фигур (наличие углов, сторон, их качества. Закреплять навыки порядкового счета. Развивать внимание, мышление сообразительность.
Ход занятия.
Дети распределяются на три команды. Каждая выбирает капитана и дает свое название команде: «Чебурашка», «Снеговик», «Буратино».
Разминка капитанов. (Остальные участники следят за ответами и помогают своим капитанам).
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?
(Квадрат)
Воспитатель показывает модель квадрата.
Чем отличается квадрат от прямоугольника?
3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько ждал каждый?
Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?
В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько же, а в третьей – столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке.
После разминки воспитатель спрашивает, кто из капитанов больше понравился и предлагает оценить их ответы.
Затем начинается соревнование команд. Ведущий – воспитатель – оценивает ответы, правильные отмечает фишкой, за ошибки назначает штраф.
Назовите фигуры. Сколько их?
Что лишнее?
Команды задают друг другу вопросы-задачи.
Ритмический танец под песню «Вместе весело шагать».
Дорисуй
а) (5 квадратов)
б) ( (5 прямоугольников)
в) (5 кружков)
Капитаны оценивают выполнение задания участниками других команд.
Какое число надо поставить в пустую клетку?
1
2
3
4
5
2
4
6
8
В заключение подсчитываются очки каждой команды. Победители награждаются.