МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкальный руководитель
ГБДОУ Д/С №37 Маханькова Л.Б.
Музыкотерапия –
это метод, использующий
музыку в качестве средства
коррекции эмоциональных
отклонений, страхов,
двигательных и речевых
расстройств, отклонений в
поведении, при
коммуникативных
затруднениях, а также для
лечения различных
соматических и
психосоматических
заболеваний.
ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НА ЛЕЧЕНИЕ
И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
И ПСИХОЭМОЦИонАЛЬНОе СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА
Аспекты воздействия музыкотерапии:
-психосоматическое
-психотерапевтическое
Формы применения музыкотерапии:
-индивидуальная
-групповая
Каждая из этих форм может быть представлена
в трёх видах музыкотерапии:
-рецептивной
-активной
-интегративной
Активные методы и приемы музыкотерапии
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма
музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество
активных методов и приемов:
метод арттерапии
метод цветотерапии
элементы сказкотерапии
игротерапия
психогимнастические этюды и упражнения
вокалотерапии
прием музицирования
АРТТЕРАПИЯ
Дети рисуют общие картины, клеят аппликации, строят
сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и
моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций,
развитию творческого воображения и сближению детей.
ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Данный метод включает в себя использование
различных атрибутов определенного лечебного цвета.
Например, в танцевальных композициях, можно предложить
детям использовать шарфики зеленого или желтого цвета, чтобы создать хорошее, благодушного настроения, дать заряд положительной энергии.
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ
ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Психогимнастические этюды и упражнения, способствуют
снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять
своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное
состояние, а также у детей формируются и развиваются
различные психические функции
(внимание, память, моторика).
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Занятия по вокалотерапии направлены
на формирование оптимистического настроения:
исполнение жизнеутверждающих песен-формул,
оптимистических детских песен, которые можно петь под
фонограмму или аккомпанемент.
МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Использование приема музицирования учит детей
не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов
стихотворения, аккомпанировать музыкальным
пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они
отображают свои чувства и переживания
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
- Утренний приём в детском саду:
Произведения В.А.Моцарта
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,
«Камаринская»)
Сен-Санс «Карнавал животных»
2.Музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:
Установление контакта
Снятие напряжения
Расслабление и заряд положительными эмоциями
4.Музыка для вечернего времени Музыка, способствующая снятию накопившейся усталости,
стрессовых ситуаций за день.
«Классические мелодии для детей и их родителей»
Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
Бах «Органные произведения»
А.Вивальди «Времена года»
Голоса природы
3. Дневной сон
Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными
произведениями:
Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)
П.И. Чайковский «Времена года»
Бетховен, соната № 14 «Лунная»
Бах – Гуно «Аве Мария»
Колыбельные мелодии
Голоса океана
Музыкотерапия будет благотворно влиять
на общее эмоциональное состояние, если:
- будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
- продуманы методические приемы
- подобраны специальные музыкальные произведения
- задействованы все органы чувств у детей
- установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности
Использованные материалы и интернет ресурсы
1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).
2. Психотерапевтическая энциклопедия http://dic.academic.ru/
3. Большая библиотека психологии http://biblios.newgoo.net