Просмотр содержимого документа
«Модель организации экскурсионной работы в ДОУ»
Модель организации экскурсионной работы в ДОУ
(опыт организации работы в летний
оздоровительный период)
ПОНЯТИЯ В ЭКСКУРСОВЕДЕНИИ
ЭКСКУРСИЯ – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.
ЭКСКУРСИЯ представляет собой педагогический процесс, в котором сочетаются образование, воспитание и общее развитие. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий – экскурсовод и обучаемые – экскурсанты . Активность взаимодействия этих сторон и составляет педагогический процесс.
Задача экскурсии как педагогического процесса – привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения.
Классификация экскурсий
1) по содержанию
•исторические
• военно-исторические
• производственные
• природоведческие
• искусствоведческие
• литературные
• архитектурно-градостроительные
На территории ПАБСИ имени Аврорина г. Кировск
2) по составу участников
• для взрослых граждан
•для детей различных возрастов
• для местных жителей
• для иногородних
• для иностранцев
Автобус МКУ «Управление образованием города Апатиты» – 20 мест
4) по способу передвижения
• пешеходные
• транспортные
• комбинированные
Пешеходная экскурсия в совхоз «Индустрия»
Продукция совхоза детям хорошо знакома
Стадо племенных бычков
3 ) по месту проведения
• городские
• загородные
• производственные
• музейные
• в культовых сооружениях и монастырях
Сельскохозяйственная техника - кормораздатчик
5) по форме проведения
• обычная экскурсия
• экскурсия-прогулка
• экскурсия-беседа
• экскурсионный спектакль
•учебная экскурсия
Заготовка кормов
Посещение дойного стада
В оранжерее ботанического сада
Восприятие увиденного….
Восприятие материала на экскурсии находится в зависимости от таких свойств внимания, как объем, устойчивость возможность переключения. Внимание участников зависит от ряда обстоятельств: от интереса к теме, мастерства показа объектов, увлекательности и формы рассказа, подготовленности аудитории.
Рассказ о волшебной луже и других чудесах сада
«Царевна лягушка» – живет при входе в ботанический сад
Устойчивость внимания снижается по ряду причин: монотонность рассказа, бедность языка, отсутствие связи с показом
Историческая справка
Обращаясь к истории, оказывается, экскурсии возникли в конце 18 – начале 19 веков; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у дошкольников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России.
Экскурсионная работа в Европе
Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.
Основоположники экскурсионного дела в России
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу».
Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги
На пороге 20 века…
В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы.
Этапы организации экскурсии в ДОУ
Заведующий МБДОУ:
приказ, общее руководство
6
6
Заместитель руководителя
инструктаж сопровождающих, связь с учреждениями, сбор информации
Старший воспитатель:
методическое и программное обеспечение
Медицинский работник:
допуск, сопровождение
Начальник хозотдела:
транспорт
Воспитатель:
тематические занятия, инструктаж детей и родителей
Родители
обеспечение явки детей,
обеспечение одеждой и обувью по сезону, помощь в организации
Воспитанники
явка, мотивация, позитивный настрой, обратная связь
Подведение итогов
Проведено экскурсий – 6
Охвачено воспитанников – 36 (из них все 6 экскурсий посетило 13 детей)
Участвовало педагогов – 5
Помощь сотрудников ДОУ – 5
Задействовано родителей – 5
Экскурсий с использованием транспорта – 3
Электронная база данных – 648 фотографий, 5 методических разработок
Размещена информация на сайте ДОУ – о 5 экскурсиях