kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.»

Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Слайд 2 Актуальность

 

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Слайд 3

Цель проекта:

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

3.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

4. Способствовать развитию умения решать

интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Послушайте притчу.

Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika - искусство запоминания).

-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того не зная!
Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

Слайд 4

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.


Слайд 5

Мнемоквадраты - отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово. 

Артикуляционная гимнастика-совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Слайд 6

Отгадывание загадок по лексическим темам (мнемоквадраты)

Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень       интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость.   Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.

Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она   включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде   предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки   являются   своеобразной   зарядкой   для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать,   делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом   развивают умственные   способности у ребенка.

Слайд 7

Закрепление звуков в словах и чистоговорках

Представлена игра «Монстрики» на автоматизацию звука Ч в словах. Ребенку необходимо найти на поле две одинаковые картинки и четко их назвать.

Чистоговорки на закрепление звука Ль. Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Слайд 8. Автоматизация звука «Рь» в начале, середине и в конце слова с помощью компьютерной игры Майкрафт. Игра представлена по типу пазлы. Ребенок четко называет картинку и нажимает на нее. Так до конца задания. После того, как ребенок назавет все картинки и нажмет на их –складывается пазл.

Слайд 9. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.

С помощью мнемодорожек дети научились определять предмет, признак предмета и действие предмета. Например: Мама идет в магазин. Где мама - это предмет, Идет- действие предмета. Магазин- признак предмета.

Слайд 10. Так же для составления простых и сложных предложений я использовала фразовый конструктор.

Слайд 11. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

• при составлении рассказа;
• при заучивании стихотворения;
• пересказа сказки. Для этого я приобрела пособие Нищевой « Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

Слайд 12. Таблицы Шульте по лексическим темам

Слайд 14. Таблицы ШУЛЬТЕ «От буквы к слову»

Слайд 15. Была проведена работа с родителями по закреплению пройденной лексической теме с помощью мнемотаблиц.

Слайд 16. Результативность опыта:

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

- Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры.

- Обогатился и стал активнее словарный запас детей.

- Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей.

Слайд 17 Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

Слайд 18 Спасибо за внимание!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.

Автор: Павлова Ольга Сергеевна

Дата: 13.06.2022

Номер свидетельства: 609540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства