Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.»
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей.
Слайд 2 Актуальность
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Слайд 3
Цель проекта:
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи проекта:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
3.Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
4. Способствовать развитию умения решать
интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Послушайте притчу.
Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения. Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika - искусство запоминания).
-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того не зная! Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.
Слайд 4
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Слайд 5
Мнемоквадраты - отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово.
Артикуляционная гимнастика-совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Слайд 6
Отгадывание загадок по лексическим темам (мнемоквадраты)
Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.
Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.
Слайд 7
Закрепление звуков в словах и чистоговорках
Представлена игра «Монстрики» на автоматизацию звука Ч в словах. Ребенку необходимо найти на поле две одинаковые картинки и четко их назвать.
Чистоговорки на закрепление звука Ль. Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Для чего нужны чистоговорки
Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.
Слайд 8. Автоматизация звука «Рь» в начале, середине и в конце слова с помощью компьютерной игры Майкрафт. Игра представлена по типу пазлы. Ребенок четко называет картинку и нажимает на нее. Так до конца задания. После того, как ребенок назавет все картинки и нажмет на их –складывается пазл.
Слайд 9. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
С помощью мнемодорожек дети научились определять предмет, признак предмета и действие предмета. Например: Мама идет в магазин. Где мама - это предмет, Идет- действие предмета. Магазин- признак предмета.
Слайд 10. Так же для составления простых и сложных предложений я использовала фразовый конструктор.
Слайд 11.Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:
• при составлении рассказа; • при заучивании стихотворения; • пересказа сказки. Для этого я приобрела пособие Нищевой « Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
Слайд 12. Таблицы Шульте по лексическим темам
Слайд 14. Таблицы ШУЛЬТЕ «От буквы к слову»
Слайд 15. Была проведена работа с родителями по закреплению пройденной лексической теме с помощью мнемотаблиц.
Слайд 16. Результативность опыта:
Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:
- Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры.
- Обогатился и стал активнее словарный запас детей.
- Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей.
Слайд 17 Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.