Методика обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Методика обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Презентация по теме "Методика обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста" иллюстрирует своеобразие; условия необходимые для обучения и этапы работы с детьми в ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАМУРСКОЙ ОБЛАСТИ«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методика обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Цель:показать методику обучения детей рассказыванию по картинам; отметить пути активизации речи детей на таких занятиях.
Преподаватель методики развития речи:
Гольская Оксана Геннадьевна
1.1 . Значение картины как дидактического средства образования дошкольников.
Классическое наследие русской педагогики об использовании в
методике развития речи обучения рассказыванию по картине .
Информационный блок
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни.
Методика обучения рассказыванию по картине опирается на классическое наследие западной и русской педагогики , использованное
позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста
Елизаветой Ивановной Тихеевой(1867–1944),
Евгенией Александровной Флёриной(1889–1952),
Лидией Александровной Пенъевской,
Евгенией Ильиничной Радиной–
Марией Митрофановной Кониной(1913 – 1991)
и другими.
1.2.Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Требования к отбору картин.
Какие картины можно использовать в ДОУ
для работы с детьми?
Предметные картины
серии «Дикие и домашние животные», – автор
С. А. Веретенникова, художник А. Комаров
Сюжетные картины
Серия демонстрацион-ных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.
Мамы всякие нужны.
Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.
Наш детский сад.
Кем быть? Детям о профессиях.
Серия демонстрационных картин
–
Наталия Нищева
Иллюстрации к книге
«Картины по развитию речи детей 3-7лет».
Игры и прогулки детей–
Татьяна Гризик
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием
Репродукции картин мастеров искусства:
· пейзажные картины:
Васнецов Виктор Михайлович
(3.5.1848 - 23.7.1926, русский живописец)«Царевна-лягушка» 1901 г.
«Алёнушка» 1881г.
«Богатыри» (Три богатыря) 1898г.
Если видишь на картине, нарисована река,Или ель и белый иней, или сад и облака,Или снежная равнина, или поле и шалаш,Обязательно картина называетсяпейзаж - стихотворение «О картинах» А. Кушнер.
Иван Иванович Шишкин
(1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист.
«Утро в
сосновом лесу (Медведи)»
«Ручей»
Василий Поленов(1844-1927)
«Осень в Абрамцеве»,
«Золотая осень»
· натюрморт:
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич[1878—1939]
Автопортрет. 1929
«Черемуха в стакане»,
«Стакан и яблоневая ветка»;
Если видишь на картине чашку кофе на столеИли морс в большом графине или розу в хрустале,Или бронзовую вазу или грушу или торт,Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.
Илья Машков
(1881-1944)
Рисунок Бориса Григорьева
«Рябинка»,
«Натюрморт с арбузом»
Кончаловский Петр Петрович
(1876-1956)
Автопортрет с собакой-1933
«Маки», «Сирень у окна»
Расширяющий блок
репродукции картин амурских художников
Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, должен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых - служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.
содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной;
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
Подбор картин в соответствии с лексическими темами календарного планирования.
Времена года. Осень
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей . Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два - три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.
Катаракта
Расширяющий блок
Используются картины с четким контуром, контрастные по отношению к фону,без бликов.
Если у ребенка низкая острота зрения, картинки надо подбирать побольше;
При сходящемся косоглазии, картинку нужно держать перед глазами на расстоянии 30 см, при расходящемся косоглазии книгу надо положить на стол.
При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:
- о персонажах картины
(девочка, мальчик, колобок);
их действиях(гуляют, играют, едят);
о месте действия(Где? В лесу, дома);
- о времени действия(Когда?).
Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света.
Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка.
Показывать пальцем не дозволяется.
1.3.Организация предварительной работы
для
обучения дошкольников
рассказыванию по картинам.
Проблемный блок
Дети не умеют рассматривать картины,
не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность.
К рассказыванию по картине детей подводятся постепенно,
через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание.
Этой цели служат :
Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.
- предметно-развивающая среда ДОУ;
- занятия (НОД)
(чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
рассказывание сказок с использованием настольного театра или фланелеграфа;
наблюдения и экскурсии);
дидактические
игры;
- предметно-развивающая среда в семье.
1.4. Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинам.
Структура НОД (занятий).
Информационный блок
Этапы обучения детей рассказыванию по картине
В младшем дошкольном возрасте
осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте
детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте
возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Рассматривание картинподготавливает детей ксоставлению описаний и рассказов-повествований.
Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
Виды
рассказов детей
по картине:
описание предметных картин
описание сюжетной картины
рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Виды рассказов детей по картине: описание предметных картин– это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
Описание сюжетной картины– это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.Рассказ по последовательной сюжетной серии карт описание сюжетной картины– это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.рассказ по последовательной сюжетной серии картин.По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.ин.По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Проблемный блок
Задание(работа в группах по карточкам):
определите какие приёмы обучения рассказывания по картинам могут входить в вводную ,основную и заключительную части занятия (НОД).
Ситуационный блок
Вводная часть:(например)
Ситуационный блок
Вводная часть:(например)
Вводная часть: (например)Тренировки для глаз Э.С. Аветисова
Расширяющий блок
Ситуационный блок
Основная часть:(например)
Ситуационный блок
Основная часть:(например)
Физкультминутка
Ситуационный блок
Заключительная часть:(например)
Продуктивная деятельность детей: рисование на тему «Зимние развлечения».
Информационный блок
Требования к рассказам детей:
•точная передача сюжета;
•самостоятельность;
•образность;
•целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий) ;
•наличие связей предложений и частей рассказа;
•выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;