Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».
Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».»
Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».Подготовила: воспитатель МБДОУ «ясли-сад» 279г.Донецка.Цвет Оксана Васильевна.
ПРИВЕТСТВИЕ
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Вводная часть
Детство – это радостная пора интересных открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы как увлекательное путешествие, особую роль в этом направлении играет то, чтобы ребёнок от этого получал радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Чем интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок .
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
УГОЛОК ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
В нашей группе есть центр «Вода-песок» - это помогает в одной из важных задач в развитии детей от 1, 6 -3лет. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяем познавательный интерес ребенка, при этом развивается мелкая моторика рук. Дети очень любят такие игры.
В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять » отрицательную энергию. К.Д. Ушинский писал: 6«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры с водой и в песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Я работаю воспитателем на 1-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками
В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый мишка, веселый зайка или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.
В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый мишка, веселый зайка или любой другой вымышленный герой .
Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей – твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость
Оборудование для экспериментирования
- Все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
-Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.)
-Пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки;
- Для экспериментирования с ветром – воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки;
- Мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.
Задачи проекта
-укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
-обеспечивать эмоциональное благополучие;
-расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
-воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
-развивать психические процессы детей, познавательные способности;
-развивать мелкую моторику;
-воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
-развивать творчество и креативность участников проекта;
-формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
Тема: Вода
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой, детская ложечка, дуршлачок, ситечко.
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Времена года
Что тонет,что не тонет
Цель: дать детям предстпавление о том,какие предметы тонут в воде ,а какие нет.
-Развивать наблюдательность;
Воспитывать дружелюбие:
Тема: «Песок»
Цель: знакомство со свойствами песка посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное восприятие;
«Легко ли сыпется песок?»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
Необыкновенные следы”
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).
«Домики для птичек»
Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.
Вывод.
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.