Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».
Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста, как средство развития исследовательской активности ».»
Мастер класс: «Экспериментирование детей раннего возраста , как средство развития исследовательской активности ».
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста и возможности применения ее на практике;
-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость:
-данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Задачи:
- Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей раннего возраста. - Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Здравствуйте уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – ! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Все встают, берутся за руки, повторяют за педагогом слова:
Ты в ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать, Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!
Я приглашаю вас сесть на стульчики вокруг стола, на котором вас ждут удивительные предметы.
Вводная часть
1.Детство –это радостная пора интересных открытий. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы как увлекательное путешествие, особую роль в этом направлении играет то, чтобы ребёнок от этого получал радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. Чем интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок.
2.Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
В нашей группе есть центр «Вода-песок» - это помогает в одной из важных задач в развитии детей от 1, 6 -3лет. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяем познавательный интерес ребенка, при этом развивается мелкая моторика рук. Дети очень любят такие игры.
Игры с песком и водой можно организовывать в любое время. В этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.
В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять » отрицательную энергию. К.Д. Ушинский писал: 6«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Я работаю воспитателем на 1-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. Во 2 младшей группе дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.
Дети по природе своей исследователи. Воспитатель всегда учитывает непроизвольность внимания младших дошкольников. Начало занятия по познавательной деятельности, посвящается созданию ситуаций, которая мотивирует детей к исследованию (экспериментирования). Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся рассмотреть предметы. Потрогать их, (руками или языком), понюхать, постучать им. Для занятий воспитатель подготавливает материал в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок смог ознакомиться, потрогать и т.д. Или педагог обеспечивает доступ, к обьекту исследования одновременно для всех деток. Заведомая недоступность предмета резко снижает интерес и активность детей.
В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый мишка, веселый зайка или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.
Цель моей работы в данном направлении, это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Один очень важный совет: не торопись давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому чтобы
«открытие» сделал сам.
Методика организации экспериментирования: в группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей – твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость… Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.
Оборудование для экспериментирования являются:
- Все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
-Предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.)
-Пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки;
- Для экспериментирования с ветром – воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки;
- Мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.
Важно помнить, что при организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:
1. Все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.
Хочу показать вам несколько, опытов-экспериментов
Цель : знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта:
-укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
-обеспечивать эмоциональное благополучие;
-расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
-воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
-развивать психические процессы детей, познавательные способности;
-развивать мелкую моторику;
-воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
-развивать творчество и креативность участников проекта;
-формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
Тема: Вода.
1. Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой, детская ложечка, дуршлачок, ситечко.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово. Детям была предложена небольшая история о путешествии воды и в конце детям была дана небольшая проблемная ситуация, как всю водичку вернуть обратно в тазик.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!» Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью то же самое проделайте и со шприцом. Устала водичка гулять и очень ей захотелось домой, спросите ребенка как помочь всей водичке вернуться в тазичек. (какие предметы могут помочь водичке вернуться домой, а какие нет)
2. Времена года
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Залез как то кот Вася в чулан к хозяйке, молока отведать, а у хозяйки много баночек разных, и белая в них жидкость, и красная , и желтая и зеленая, в какой же из них молоко, подумал Вася, и решил каждую баночку проверить. Открыл красную, синюю, желтую, зеленую и белую, стал нюхать, где же молоко. И так увлекся. Что нечаянно своим пушистым хвостом капнул красной жидкостью в белую, получился очень необычный рисунок. Попробовал Васька,вкусно показалось, молоко с клубничным вкусом. (и так с каждым цветом)…
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по не сколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство и прикоснитесь ей в цветные капельки. Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
4.Как кот Вася на рыбалку ходил.
Материал:: ванночка с водой, мелкие тяжелые и легкие предметы, камешки.
Ход игры – эксперимента
Решил однажды Кот Вася рыбки наловить, взял он удочку, отправился он на речку, а поплавок забыл. Думал Васька .думал. как ему поплавок найти. И решил пробовать разные предметы, тут ему и камешек приглянулся, и монетка .и перышко . и щепочка и вот , что получилось. Оказывается тяжелые предметы тонут. А легкие нет.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. Таким образом можно определить какой предмет по весу: легкий или тяжелый).
Тема: «Песок»
1.Знакомство с песком.
Цель:знакомство со свойствами песка посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное восприятие;
материал: песок, игрушка «Зайчик», фигурки животных.
Ход игры – эксперимента
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: Зайчик
Воспитатель: Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй зайчик.
Зайчик: Здравствуйте ребята. Узнали меня, я зайчик - Побегайчик, прыгаю ловко, люблю я морковку. Я сегодня пришёл к вам непросто так, я хочу вас познакомить с моими необыкновенными братьями. Необыкновенными они называются по тому, что они не простые, не солнечные, а песочные – один белый, другой серый. Живут они в песочнице, поэтому их песочными и зовут. Они такие весёлые и поэтому с ними каждый раз случаются необыкновенные истории.
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
2. «Легко ли сыпется песок?»
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка;
Материал: подносы с песком.
Ход игры- эксперимента:
Воспитатель говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3.“Необыкновенные следы”
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).
материал: пластиковые короба, кварцевый песок, вода в кувшине, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход игры – эксперимента В начале занятия появляется Песочная Фея, которая здоровается с детьми и просит их поздороваться с песком , намочить его. “В нашем песочном царстве появились гости”. Педагог показывает, как “идут медвежата” - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; как “прыгают зайцы” - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях; как “ползут змейки” - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); как “бегут жучки - паучки” - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”); “кроказябла” - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (для старших дошкольников). Показ следов каждого животного можно сопровождать соответствующим стихотворением. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика (для старших детей – песочные часы), мытьем рук.
4. «Как Зайка куличики пек».
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики .
Ход игры- эксперимента:
Решил как - то Зайка пригласить к себе гостей. Да вот незадача. Угощения нет, и решил он испечь куличиков, да не простых, а песочных. Набрал он песочек, но не получается у
Зайки лепить, рассыпаются куличики, вдруг прилетела тучка, покапал дождик, намочил песочек. Стал песочек мокрый. Решил зайка снова попробовать испечь куличики, в этот раз у него получилось, песочек мокрый, лепятся куличики хорошо.
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
4 «Домики для птичек»
Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.
Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.
Ход игры- эксперимента:
Одну часть песочницы полить водой, другую — оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.
Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки — окошечки — пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.
Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.
- Ребята. с чем мы сегодня с вами играли? Можно лепить куличики из сухого песка? Почему? (Он сыплется) А из мокрого? (Да)
Вывод.
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.