Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: Этапы обучения правильному звукопроизношению»
Консультация для педагогов: Этапы обучения правильному звукопроизношению
Подготовила
Гусейнова З.Р
Этапы обучения правильному звукопроизношению
I этап — подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи
II этап — становление звуков речи, или постановка звука.
III этап — закрепление и автоматизация звуков
IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков.
I этап — подготовительный
I этап — подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т. д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Трудный для произнесения звук требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки - сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д.
Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
I этап - подготовительный. Упражнения
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др.
Игра «Кто как кричит?»
Ход игры:
На столе стоит дом, в нем фигурки разных животных. В: Ребята, посмотрите, что это? Д: Это дом. В: Молодцы! В: Ребята, а как вы думаете, живет ли кто-то в этом домике? Д: Да, живет. В: А давайте с вами постучим в этот домик и узнаем, кто же там живет. В: (стучит два раза, из домика выходит коза). В: Рябята, посмотрите, кто это? Д: Это коза. В: А как козочка кричит? Д: Мее-мее. В: Молодцы, правильно!
Игра продолжается до тех пор, пока не будут просмотрены все животные.
I этап - подготовительный. Упражнения
Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
Повторение лишенных смысла слогов (ша-шо - шу, ра - ро - ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз».
В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.
I этап - подготовительный. Упражнения
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание : сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. От простых игр переходят к более сложным , где требуется сильная воздушная струя воздуха, — детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; на воду до образования брызг.
Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика : облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.
II этап — становление звуков речи,или постановка звука
Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).
При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.
II этап — становление звуков речи,или постановка звука
Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.
Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.
Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Повторяется образец детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.
II этап — становление звуков речи,или постановка звука. Упражнения
В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия, прислушиваться к произношению детей.
При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.
Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.
II этап — становление звуков речи,или постановка звука. Упражнения
Игра «Найди звук»Цель: находить слова с одним и двумя слогами. Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” - из двух, “цыпленок” - из трех.) - Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” - со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” - со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” - со звука “Ц”.) - Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), “Л” (баклажан, яблоко, кизил), “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива).
Игра «Картина — корзина»Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка. Сколько слогов в словах “картина”, “лягушка”, “ракета”? (Три.) - Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: “картина” (корзина, машина), “лягушка” (подушка, кадушка), “ракета” (конфета, котлета), “вертолет” (самолет), “береза” (мимоза). Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
III этап — закрепление и автоматизация звуков
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука -в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина).
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.
Это трудная для нервной системы работа.
Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.
III этап — закрепление и автоматизация звуков. Упражнения
В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью, упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине).
Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Воспитатель показом артикуляции , напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.
Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т. д.).
Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового - как ведущего, зрительного ( показ артикуляции ), тактильно-вибрационного ( ощущение рукой дрожания гортани ), осязательного ( ощущение пальцами вытянутых губ ), кинестетического ( ощущение дрожания кончика языка при звукер).
IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков
В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка — «шушка», вместо Саша — «Шаша»).
Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.
Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала.
Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т. д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня-слива). Скачала детям дают две картинки, потом три-четыре (шуба - сапоги - шапка; кошка - собака - лошадь - свинья).
IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. Упражнения
Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы -уши, мышь - мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее - словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чему меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый».)
Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос - нож, коза -кожа, Юра -юла, коробка -колобок) в игре или разговоре: Как позовешь кошку? - Кис-кис!
Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.