kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц"»



Обобщение опыта









Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц.









Гончарова О.П.

Учитель - логопед 1 к.к.

















Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц.

Актуальность:

Эта тема для меня очень важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышения орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи - это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношения к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовала их и почему, какие выводы они сделали. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Формирование связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, нормами звуковой культуры речи. Формирование связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция половины детей имеют речевые нарушения. Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (ОНР)Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей с ОНР и коррекционную работу.

Основная цель работы логопеда - правильная, хорошо развитая связная речь, которая является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки развития речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.

Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Вышесказанное позволяет назвать проблему нарушения связной речи у детей с ОНР необычайно актуальной. Несомненный интерес представляет также педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, фонетики, грамматики).





Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Формирование связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при соблюдении следующего условия: использование комплекса занятий, включающих упражнения, игры развивающего характера, способствуют продвижению детей в овладении связного высказывания.

Ведущим вопросом обучения детей, имеющих ОНР является вопрос о путях и методах формирования и развития речи.

Один из таких методов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Увидев эффективность наглядного материала, я решила  использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

– искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Структура мнемотехники: мнемоквадраты ( это отдельный схематический рисунок с определенной информацией), мнемодорожки (простые схемы, состоящие из 4-х картинок, содержащие определенную информацию)

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления, связной речи, мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

Принцип работы с мнемосхемами.

Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов. Преобразование символов в образы. Пересказ при помощи символов. Но самое главное при обучении пересказыванию - это вовремя отойти от закодированных слов , предложений. Дать ребенку самому, без подсказок составлять рассказ, т. е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Работу лучше начинать со средней группы . Хотя уже в младшей группе можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т.д.

Мнемотаблицы. Являются дидактическим материалом по развитию речи. Их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи. Использовать при составлении рассказов и обучению пересказа, при заучивании наизусть стихотворений, отгадывании загадок.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенку по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему , а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

-Появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем не трудно;

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравиться детям;

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольника.

-Необходимо помнить, что уровень развития речи определяется словарным запасом ребенка и всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.



Обобщение опыта в рамках ГМО учителей – логопедов и дефектологов на базе МДОАУ д/с № 18 «Гнездышко» 21 ноября 2019г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц"

Автор: Гончарова Ольга Петровна

Дата: 10.02.2021

Номер свидетельства: 572718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) ""Интерактивные методы развития связной речи у детей с ОНР с использованием мнемотаблиц""
    ["seo_title"] => string(80) "interaktivnye_metody_razvitiia_sviaznoi_rechi_u_detei_s_onr_s_ispolzovaniem_mnem"
    ["file_id"] => string(6) "572715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1612936845"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства