Просмотр содержимого документа
«� «Формирование у детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»»»
«Формирование у детей дошкольного возрастаоснов безопасной жизнедеятельностив рамках ознакомленияс правилами дорожного движенияв условиях реализации ФГОС ДО»»
Авторы: Дубцова Г.М., Казанцева Ю.Ю.
«Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности
за свое поведение на улице и добиваться того,
чтобы соблюдение ПДД стало для них привычкой», -
Н.В. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Ребенок учиться ходить, и постепенно рамки его мира раздвигаются. Из квартиры он выходит в родной двор, а оттуда на улицу, где его подстерегают неожиданности и даже реальная опасность – автотранспорт. Улицы, особенно городские, таят в себе угрозу для здоровья и жизни малыша.
Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Среда обитания ребёнка перенасыщена риском и опасностями ДД происшествий.
Практически с порога дома он становится участником ДД, так как и дворы стали объектами ДД
Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение следующих целей: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Мы расскажем, как с помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников Правилам дорожного движения.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяем инновационные технологии и дидактические пособия.
Лабиринты Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры - насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Самое большое заблуждение взрослых в том, что игра - это развлечение. На самом деле, любая игра - это тренировка всех жизненных ситуаций, с которыми ребенку предстоит встретиться в жизни. Куклы, машинки, лабиринты - это сложная жизнь вашего малыша, с радостями и печалями, с успехами и неудачами. Цените и уважайте игры вашего ребенка, ведь именно от них зависит, насколько подготовлен он окажется к этому бузумному миру..
Раскраски с ПДД для дошкольников С правилами дорожного движения необходимо знакомить малыша с самого раннего возраста. Однако по мере его взросления, правила поведения на дороге необходимо постоянно повторять. Раскраски с ППД для дошкольников помогут в этом. В них дети наглядно смогут увидеть и понять правильные действия рядом и на проезжей части. Творческое игровое занятие поможет закрепить в сознании детей правила корректного поведения на улице, предупредив о том, к чему может привести нарушение дорожных правил. Дети научатся давать оценку своим поступкам и действиям на дороге, освоят «дорожные понятия» и их назначения.
Оригами Одним из любимых детьми видов деятельности являются занятия с бумагой. В листочке бумаги скрыты многие образы: и кораблики, и бабочки, и машинки и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости! Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Хотя и он тоже радует, если все получилось правильно.
Разрезные картинки Комбинируя детали, ребенок должен собрать целую картинку. В игре идет активное расширение словарного запаса и представлений о мире, развивается мелкая моторика, закладываются основы логического и пространственного мышления, количества и счета. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идет активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия.
Обведи по точкам , раскрась по цифрам картинки Упражнения на развитие логического мышления – это очень интересное занятие для детей всех возрастов.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому» . Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук — интерактивная, тематическая папка. Лэпбук – сравнительно новое средство Впервые создавать лэпбуки начали американцы «Лэпбук»(lap – колени, book — книга) Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: - выбор темы в исходя из проблемной ситуации - предварительная работа составление плана - предлагаемый результат - практическая часть - подведение итого
Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; появляется возможность проявить себя каждому ребёнку; помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал) ; позволяет сохранить собранный материал; Это просто интересное и творческое занятие! Зачем нужен лэпбук? Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме. Это отличный способ для повторения пройденного. Ребенок учится самостоятельно собирать информацию Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах. А если лэпбук сделан ребёнком совместно с родителями, это не только повторение пройденного материала, но и общение ребёнка с мамой и папой.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя» — это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на проезжей части, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Чтобы увлечь детей данной темой и привлечь внимание детей старшего дошкольного возраста разработано данное пособие. Цель данного пособия: создание условий для изучения и применения ПДД.
Формирование основ безопасности согласно ФГОС
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.