"Формирование мотивационной готовности детей к школе"
"Формирование мотивационной готовности детей к школе"
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе; - желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; - сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
1. от взрослого;
2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
в грамоте переоценивает;
в пение недооценивает себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование мотивационной готовности детей к школе"»
«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе; - желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; - сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
1. от взрослого;
2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
в грамоте переоценивает;
в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.
2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Модель взаимодействия
Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс
Изучаемый параметр
Методика
Источник
Самооценка
Хухлаева Л. «Лесенка»
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.
Учим детей общению. Ярославль, 1997
Мотивационная готовность
Банков С.А. Тестовая беседа
Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гуткина Н.И.
Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Лусканова Н.Г. Анкета
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»
Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:
«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
«Ты наверно у нас будешь двоечником»
Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,
«Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»
«Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»
Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.
1. Работа с детьми
Вид деятельности
Тема
Исследование мотивационной сферы
Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы
Цикл занятий « Я и школа»
1. Каким будем мой учитель?
2. Каким я буду учеником?
3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?
4.Что я буду делать в школе?
5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?
6. Зачем мне школа?
Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг» (старшая группа)
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.
1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
2. объединить всех участников преемственной связи;
3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Вид деятельности
Тема
День открытых дверей для школьных учителей и родителей
«Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.
Диагностика
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе»
Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой.
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка».
Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.
Родительское собрание
Тема: «Готовность детей к обучению в школе».
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Консультация
«Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа)
«Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения».
«О методах воздействия на ребенка в семье»
Семинар-практикум
«Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С.
(старшая группа)
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.
«С кем и как дружит мой ребенок?»
Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками.
Консультация - практикум
О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».
Книжка-малышка
1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья»
2. Игры со сказками.
3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.
Памятка для родителей
«Создание у ребенка положительного
отношения к школе и формирование направленности на обучение».
«Первые шаги по выбору школы».
Консультация для педагогов
«Формирование мотивационной готовности детей к школе».
Взрослый
помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;
но и поведении, отношении к окружающим;
помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.
Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школе
Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.
Практикум приходы детей-школьников в детский сад.
Используем загадки на школьную тему.
Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.
Специальная
Психологическая
Физическая
Личностно-социально психологическая
Интеллектуальная
Эмоционально-волевая
Умение читать
Умение считать
Умение писать
Принятие позиции школьника.
Отношение:
к школе;
к учебной деятельности;
к учителям;
к самому себе.
Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе.
Способность:
соподчинение мотивов;
управлять своим поведением.
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Умение общаться:
со взрослыми;
со сверстниками.
Войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Желание узнавать новое.
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем.
Развитие анализаторных систем.
Любознательность
Положительное отношение к целям деятельности, принятие их.
Развитие мелких групп мышц.
Сенсорное развитие
Стремление преодолевать трудности.
Развитие основных движений (бег, прыжки…)
Развитие образных представлений
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Развитие речи и мышления
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:
учет детским садом требований школы к ученику;
учет школой достижений и возможностей детей.
Памятка для родителей
Создание у ребенка положительного
отношения к школе
и формирование направленности на обучение
Экскурсии с ребенком в школу.
Встреча и знакомство с учителем.
Рассказы о своих любимых учителях.
Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Организация книжного уголка для ребенка.
Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Никогда не запугивайте детей школой!
Личностная и социально-психологическая готовность
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить.
На появление желания учиться влияет:
Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра.
Отношение сверстников.
Желание сравняться по положению со старшими.
Внутренняя позиция школьника
(со временем становится содержательнее)
Детей привлекают
1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.).
2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.
3.Желание приобрести новых друзей.
4.Желание учиться, узнавать новое.
5.Получать за свою учебы похвалу.
Отношение
К учителям
К другим детям
К себе самому
как к непререкаемому авторитету
как образец для подражания: (требования учителя выполнять; его замечания принимать без обид);
общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы; задавать вопросы по делу.
Внимательно слушать
деловое общение с одноклассниками.
умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.
Характерно кооперативно-соревновательное общение
адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Адекватная самооценка
Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.
Индивидуальные различия – значительные
Постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Изменение социального положения ребенка в обществе.
Особенности развития
Физического
Психического
Область мозга сформированы почти как у взрослого.
Двигательная сфера хорошо сформирована.
Процессы окостенения продолжаются.
Изгибы позвоночника еще неустойчивы.
Координация мышц кисти развивается интенсивно.
Личность
Постепенное формирование произвольности психических процессов.
Процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка значительно лучше, чем мышление.
Мышление наглядно-образное с элементами абстрактного. Мыслительные процессы сформированы недостаточно.
Затруднения:
- в сопоставлении нескольких признаков;
- в выделении существенного;
- в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач.
Самосознание
Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными.
В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена.
Импульсивность.
Ситуативность.
Самооценка достаточно правильная и устойчивая.
Возможно ее завышение, реже - занижение.
Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение.
Психологическая готовность
к школьному обучению
Характеристики
Показатели
Мотивационное развитие ребенка
1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.
3.Способность адекватно оценивать себя.
Произвольность поведения
1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.
2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований.
3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Произвольность интеллектуальной сферы
1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
2.Уровень интеллектуальных процессов:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
3.Обучаемость:
усвоение нового правила работы;
перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
уровень развития обобщения (например, роза-цветок - низкий уровень; роза - цветок - растение - живая природа - высокий уровень).
4.Сумма усвоенных знаний.
5.Речевое развитие:
усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
осознание словесного состава слова.
Характеристика компонентов психологической готовности к школе
Компоненты психологической готовности
Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность
Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание.
Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность
Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности.
Социально-психологическая готовность
Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность
Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
Гуткина Н.И. Методика «Сказка»,
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гуткина Н.И.
Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Лусканова Н.Г. Анкета
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»
Статус в группе
«Два дома»
Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998
Коммуникативные навыки
Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002
Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.;
Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64
Ситуации
Ситуация 1
Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
Ситуация 2
Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали».
Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.
Ситуация 3
«Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой.
как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше