kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Этапы развития детского изобразительного творчества "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, интересов.

3. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивиду­альных и коллективных композиций), художественных материалов.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Этапы развития детского изобразительного творчества " »

этапы развития детского изобразительного творчества

этапы развития детского изобразительного творчества

Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»   Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразоват ел ьным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).   Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях. 1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать. 2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний  интересов.

Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»

  • Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразоват ел ьным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
  • Программа  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
  •   Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
  • 1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
  • 2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний

интересов.

  • 3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации раз­нообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувство­вать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
  • 4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивиду­альных и коллективных композиций), художественных материалов.
  • 5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобрази­тельной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
  • 6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
  • Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, рассмотрим некоторые из них, которые являются основополагающими для последователей, изучающих эту область детского творчества
  • В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, рассмотрим некоторые из них, которые являются основополагающими для последователей, изучающих эту область детского творчества

Рассмотрим какие этапы и стадии выделяли Г.Кершенштейнер и К.Риччи.

Первый этап: стадия «каракуль» Которая начинается, по их мнению, в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.

Первый этап:

стадия «каракуль»

Которая начинается, по их мнению, в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.

«Стадия последующей интерпретации»  Возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.

«Стадия последующей интерпретации»

Возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.

Второй этап: «изобразительный» Этот этап также имеет несколько стадий. Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью» По мнению Г.Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г.Кершенштейнера и К.Риччи), «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.

Второй этап:

«изобразительный»

Этот этап также имеет несколько стадий.

Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью»

По мнению Г.Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г.Кершенштейнера и К.Риччи), «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.

Стадия «схематизма» Состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.

Стадия «схематизма»

Состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.

Стадия «чувства формы и линии»  Характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.

Стадия «чувства формы и линии»

Характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.

Стадия «правдоподобного изображения»  Является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.

Стадия «правдоподобного изображения»

Является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.

Стадия «реального изображения»  Характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

Стадия «реального изображения»

Характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями.   Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А.В.Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту»

Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями.

Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А.В.Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту»

Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид:   Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»:

Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид:

Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»:

  • от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире;
  • с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве;
  • с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете;
  • осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».
Второй этап «доизобразительный»:

Второй этап «доизобразительный»:

  • рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта);
  • первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода;
  • период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований;
  • орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.
Третий этап  «изобразительный»:

Третий этап «изобразительный»:

  • фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей (действий), которые представляют собой первые изобразительные символы.
  • фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами;
  • фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным.
  • фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства;
  • фаза сюжетно-изобразительной формы , вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.
Список литературы

Список литературы

  • 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • 2.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  • 3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • 4.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.
  • 5.Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
  • 6.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
7.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005. 8.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005. 9.Комарова Т.С, М.Б.Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.  11.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- Скрипторий 2003, 2007.  12.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий 2003, 2007.  13.Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб: Детство - Пресс, 2003. 7

7.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

8.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005.

9.Комарова Т.С, М.Б.Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

11.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- Скрипторий 2003, 2007.

12.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий 2003, 2007.

13.Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб: Детство - Пресс, 2003. 7

14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб: Детство - Пресс, 1996.  15.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб: Детство - Пресс, 2001. 16. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом: СПб: Детство - Пресс, 1996. 17. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.  18. Лыкова И.А. Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. – М.: ИД «КАРАПУЗ», ТЦ «Сфера», 2009. 19.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешест- вия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. – М.: ИД «КАРАПУЗ», 2008. 20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб: Детство - Пресс,

1996.

15.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб: Детство -

Пресс, 2001.

16. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом: СПб: Детство - Пресс,

1996.

17. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:

аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.

18. Лыкова И.А. Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду.

Изодеятельность и детская литература. – М.: ИД «КАРАПУЗ», ТЦ «Сфера»,

2009.

19.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешест-

вия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. – М.: ИД «КАРАПУЗ», 2008.

20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и

развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Этапы развития детского изобразительного творчества "

Автор: Литвинова Светлана Николаевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiatiel"
    ["file_id"] => string(6) "356074"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474991"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_1"
    ["file_id"] => string(6) "356075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478474996"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_2"
    ["file_id"] => string(6) "356117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478499872"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья «Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_dietskogho_tvorchiestva_sriedstvami_izobrazitiel_noi_dieiati_3"
    ["file_id"] => string(6) "356118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478499875"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства