kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к семинару практикуму для воспитателей детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка» Семинар-практикум «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Учитель-логопед: Яковлева Светлана Александровна Тихвин, 2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка»

Семинар-практикум

«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Яковлева Светлана Александровна

Тихвин, 2023

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.   Огромный вклад в разработку теории игры внесла  Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».   Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием. Для расширения и закрепления полученных знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием. Для расширения и закрепления полученных знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Дидактическая игра :  - побуждает детей к общению друг с другом;  способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;  способствует совершенствованию разговорной речи;  способствует обогащению словаря; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка. Требования к дидактическим играм :  каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;  в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей; - дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

Дидактическая игра :

- побуждает детей к общению друг с другом;

  • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • способствует совершенствованию разговорной речи;
  • способствует обогащению словаря;
  • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Требования к дидактическим играм :

  • каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
  • в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей;

- дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.  Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: воспитатель вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.

Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой.

Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: воспитатель вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ РАЗЛИЧАЮТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ ПО КЛАССИФИКАЦИИ  интеллектуальные  эмоциональные  творческие  настольно - социальные печатные   словесные  ПО СОДЕРЖАНИЮ - с игрушками и предметами - математические  сенсорные - речевые - музыкальные - по изобразительной деятельности - для ознакомления с окружающим миром

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ РАЗЛИЧАЮТ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ

ПО КЛАССИФИКАЦИИ

  • интеллектуальные
  • эмоциональные
  • творческие
  • настольно

- социальные

печатные

  • словесные

ПО СОДЕРЖАНИЮ

- с игрушками и предметами

- математические

  • сенсорные

- речевые

- музыкальные

- по изобразительной деятельности

- для ознакомления с окружающим миром

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИРЫ : Под настольно-печатной игрой понимается вид деятельности детей в детском саду, целью которого является нахождение решения конкретной задачи аналитическим способом. Игра представлена в форме наглядного пособия. Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИРЫ : Под настольно-печатной игрой понимается вид деятельности детей в детском саду, целью которого является нахождение решения конкретной задачи аналитическим способом. Игра представлена в форме наглядного пособия. Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

С ИГРУШКМИ И ПРЕДМЕТАМИ : В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

С ИГРУШКМИ И ПРЕДМЕТАМИ :

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ : Словесные дидактические игры предполагают опосредованное восприятие предмета, то есть дети в них оперируют представлениями, а не материальными объектами. В старшей группе это позволяет решать такую важную задачу образования, как развитие самостоятельности мыслительного процесса: ребята учатся анализировать задание, выстраивать логические цепочки ответов и делать выводы, причём, в отличие от средней группы, практически без помощи взрослого. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ :

Словесные дидактические игры предполагают опосредованное восприятие предмета, то есть дети в них оперируют представлениями, а не материальными объектами. В старшей группе это позволяет решать такую важную задачу образования, как развитие самостоятельности мыслительного процесса: ребята учатся анализировать задание, выстраивать логические цепочки ответов и делать выводы, причём, в отличие от средней группы, практически без помощи взрослого. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА : определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать и воспитывать у детей способность уметь сдерживаться, управлять своим поведением, т.е. подчиняться правилам игры ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : это проявление активности детей в игровых целях. Что самое занимательное, интересное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять движения за ведущим) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: она является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение СОДЕРЖАНИЕ: содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди и взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др)

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА : определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать и воспитывать у детей способность уметь сдерживаться, управлять своим поведением, т.е. подчиняться правилам игры

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : это проявление активности детей в игровых целях. Что самое занимательное, интересное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять движения за ведущим)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: она является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение

СОДЕРЖАНИЕ: содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди и взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗНООБРАЗНЫ А также дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений (развитие памяти, логического мышления). Это может быть развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди и их быт, труд, события обществен-й жизни) и изобраз-ая деятельность(развитие цветовосприятия, фантазии, воображение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗНООБРАЗНЫ

А также дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений (развитие памяти, логического мышления).

Это может быть развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди и их быт, труд, события обществен-й жизни) и изобраз-ая деятельность(развитие цветовосприятия, фантазии, воображение.

В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к художественной литературе; - в занятиях ( ОБЖ и ПДД) - в беседах; - в наблюдениях; - в подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в режимных моментах.

В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к художественной литературе;

- в занятиях ( ОБЖ и ПДД)

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в режимных моментах.

В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ Игры – путешествия Игры – беседы Игры – загадки ИГРА Игры – поручения Игры – предположения

В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ

Игры – путешествия

Игры – беседы

Игры – загадки

ИГРА

Игры – поручения

Игры – предположения

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Повышение речевой активности детей  Положительная динамика уровня развития речи дошкольников Дидактические игры делают процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогает воспитанникам преодолевать робость и застенчивость  С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Повышение речевой активности детей

Положительная динамика уровня развития речи дошкольников

Дидактические игры делают процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогает воспитанникам преодолевать робость и застенчивость

С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Автор: Яковлева Светлана Александровна

Дата: 19.09.2024

Номер свидетельства: 656457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskiie_ighry_kak_sriedstvo_razvitiia_riechi_dietiei_doshkol_nogho_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "438532"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510571850"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Дидактическая игра как метод развития речи детей."
    ["seo_title"] => string(58) "didaktichieskaia_ighra_kak_mietod_razvitiia_riechi_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "422008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "583331"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1623662539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства