Просмотр содержимого документа
««Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рябинка»
Семинар-практикум
«Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Яковлева Светлана Александровна
Тихвин, 2023
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием. Для расширения и закрепления полученных знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Требования к дидактическим играм:
каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей;
- дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Особая заслуга в раскрытии роли дидактической игры принадлежит педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой.
Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: воспитатель вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ РАЗЛИЧАЮТ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ
интеллектуальные
эмоциональные
творческие
настольно
- социальные
печатные
словесные
ПО СОДЕРЖАНИЮ
- с игрушками и предметами
- математические
сенсорные
- речевые
- музыкальные
- по изобразительной деятельности
- для ознакомления с окружающим миром
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИРЫ: Под настольно-печатной игрой понимается вид деятельности детей в детском саду, целью которого является нахождение решения конкретной задачи аналитическим способом. Игра представлена в форме наглядного пособия. Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.
С ИГРУШКМИ И ПРЕДМЕТАМИ:
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ:
Словесные дидактические игры предполагают опосредованное восприятие предмета, то есть дети в них оперируют представлениями, а не материальными объектами. В старшей группе это позволяет решать такую важную задачу образования, как развитие самостоятельности мыслительного процесса: ребята учатся анализировать задание, выстраивать логические цепочки ответов и делать выводы, причём, в отличие от средней группы, практически без помощи взрослого. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА : определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать и воспитывать у детей способность уметь сдерживаться, управлять своим поведением, т.е. подчиняться правилам игры
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : это проявление активности детей в игровых целях. Что самое занимательное, интересное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять движения за ведущим)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: она является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение
СОДЕРЖАНИЕ: содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди и взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗНООБРАЗНЫ
А также дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений (развитие памяти, логического мышления).
Это может быть развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди и их быт, труд, события обществен-й жизни) и изобраз-ая деятельность(развитие цветовосприятия, фантазии, воображение.
В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к художественной литературе;
- в занятиях ( ОБЖ и ПДД)
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в режимных моментах.
В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ
Игры – путешествия
Игры – беседы
Игры – загадки
ИГРА
Игры – поручения
Игры – предположения
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Повышение речевой активности детей
Положительная динамика уровня развития речи дошкольников
Дидактические игры делают процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогает воспитанникам преодолевать робость и застенчивость
С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры