Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические «цветные» цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, черный.
Полное овладение системой цветовых эталонов означает знакомство со всеми цветовыми тонами, со всеми оттенками, с различиями по светлоте и насыщенности цвета, а также овладение представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре и о возможности получения цветов путем смешения других.
Цель использования сенсорного эталона цвета:
Целенаправленное развитие восприятия и чувства цвета;
Формирование сенсорного эталона цвета посредством дидактических игр, предметно-игровой деятельности;
Формирование умения сопоставлять цвета.
Задачи использования сенсорного эталона цвета:
Познакомить детей с сенсорным эталоном цвета;
Формировать зрительные способности обследования предмета;
Формировать у детей умение самостоятельно применять сенсорный эталон в практической и познавательной деятельности;
Создание условий для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорном эталоне цвета.
Внимание
Наблюдательность
Воображение
Что именно развивает сенсорный эталон ЦВЕТ?
Зрительную, слуховую, моторную, образную и т.д. память
Овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности
Аналитическое восприятие
Навыки учебной деятельности
Возрастные особенности усвоения сенсорного эталона «Цвет»
0-1 год
На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы.
На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы.
2-3 года
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, как особый признак предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, как особый признак предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы.
4+ лет
Начиная с четвертого года жизни: накопление знаний и формирование четких представлений о цвете; отношениями, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе соотнесенности слов.
Начиная с четвертого года жизни: накопление знаний и формирование четких представлений о цвете; отношениями, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе соотнесенности слов.
Родительские собрания
Методические рекомендации
Совместные дидактические игры
Работа с родителями
Консультации
Семинары-практикумы
Анкетирование
Тренинги
Дидактические игры руками родителей
Совершенствование восприятия с использованием сенсорного эталона цвет
Последовательное, планомерное ознакомление с сенсорным эталоном
Последовательное, планомерное ознакомление с сенсорным эталоном
Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и развития
Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и развития
Постепенное усложнение развивающих задач и условий игры
Постепенное усложнение развивающих задач и условий игры
Расширение кругозора и повышение активности ребенка в выполнении предлагаемых задач
Расширение кругозора и повышение активности ребенка в выполнении предлагаемых задач
Продуктивная
Игровая
Музыкально-художественная
Познавательно-исследовательская
Совместная деятельность
Чтение художественной литературы
Коммуникативная
Трудовая
Двигательная
Выводы, относительно внедрения сенсорного эталона «Цвет»:
Овладение детьми сенсорным эталоном «Цвет»
Овладение детьми сенсорным эталоном «Цвет»
Овладение способами действия с предметами, орудийными действиями
Овладение способами действия с предметами, орудийными действиями
Создание дидактических игр по сенсорному развитию детей
Создание дидактических игр по сенсорному развитию детей
Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорного эталона «Цвет» у детей
Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорного эталона «Цвет» у детей
Дидактические игры для развития сенсорного эталона «Цвет»
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.